Вакансії

Кремниевая трансмутация и цифровая алхимия. Часть вторая

exc-5f626a1e7fe7e25667fa97b7
exc-5f626a1e7fe7e25667fa97b7

Серия текстов о связи технологического и религиозного мышления. Первая часть доступна по ссылке.

1 (2).jpg

В 1960-х годах в среде ученых когнитивистов началось обсуждение радикально новых тем не встречавшихся в предыдущих научных дискуссиях. Явление это получило название «когнитивной революции», а заданные ею исследовательские ориентиры и научные маяки до сих пор формируют главные тренды современной науки. Новые темы преимущественно касались исследований человеческой субъективности и включали в себя вопросы на стыке сразу нескольких, на первый взгляд мало связанных между собой научных специальностей: лингвистика, когнитивные науки, психология, философия сознания, искусственный интеллект, робототехника. Такой неожиданный всплеск интереса к человеческой субъективности был, с одной стороны, обусловлен пересечением исследовательских интересов из разных областей знаний, а с другой стороны, невозможностью ответить на эти вопросы посредством только одной научной дисциплины. Другими словами, масштабность и комплексность поставленных задач требовали привлечения ученых из других дисциплин.

Один из главных вопросов, впервые поставленный в рамках когнитивной революции, был о возможности создания искусственного интеллекта. Вопрос этот, на первый взгляд, возник и развивался исключительно в пространстве научных дискуссий того времени, без какой-либо связи с мистически-религиозными контекстами прошлых веков. Тем не менее стремление к созданию искусственного существа посредством использования научного инструментария возникло задолго до когнитивной революции и своими корнями восходит к алхимической практике «взращивания» так называемого гомункула. Иными словами, вопрос, который был поднят в среде ученых когнитивистов второй половины ХХ века, по своей сути во многом является вопросом именно алхимическим; вопросом о возможном создании искусственного существа, которое также будет «взрощено» внутри лаборатории, только на этот раз вместо химических колб и реактивов ученые будут использовать цифровые «среды» (environments) и математические модели. Таким образом, по очень сложной и витиеватой траектории научное и религиозное, технологическое и алхимическое совершенно неожиданно вновь переплелись между собой после долгих столетий подпольного сотрудничества. Но для того чтобы описанная тенденция приобрела дополнительный объем и глубину стоит сказать несколько слов о самой концепции гомункула.

Учение это является одним из самых таинственных и в то же время, пожалуй, самых странных элементов алхимического знания. Гомункул — это существо, искусственно созданное внутри алхимической лаборатории и оживленное посредством сложных алхимических манипуляций. Средневековые алхимики считали, что гомункула можно «взрастить» в пробирке, после чего практик мог использовать его в своих личных интересах и целях. Фактически учение о гомункуле представляет собой одно из первых учений о создании искусственной личности. Цели, с которыми алхимики стремились к созданию гомункула, разнились между собой. Одной из ключевых задач этого процесса (всегда) оставалось стремление к пониманию тайны жизни и человеческого рождения.

Но, несмотря на неожиданное сближение между двумя типами мышления (мышления алхимического и научно-технического), между ними все же остается ряд фундаментальных отличий.

Так, ключевая разница между «традиционной» и современной (технологической) алхимией заключается, пожалуй, в том, что в первом [традиционном] формате алхимии практик самостоятельно (и вполне осознанно) пытается подчинить (или правильнее будет сказать «взломать») силы природы и духа. Для этого он использует исключительно свой персональный ресурс, который и служит для алхимика главным инструментом для достижения поставленной цели.

Во втором, [технологическом] формате, все выглядит несколько иначе. Теперь практикующий начинает использовать внимание других людей — пользователей технологических экосистем — без, скажем честно, прямого на то их согласия. Сам практикующий при этом остается «за кулисами» процесса, сокрытый вуалью программного кода. В правилах пользования, подписывающийся каждым перед инсталляцией новых приложений, вряд ли можно отыскать пункт, в котором компания-правообладатель вежливо предупреждает своих пользователей о том не малозначительном факте, что их внимание будет использовано в интересах этой самой компании. При этом остается непонятным, какие именно интересы эта компания преследует, и как именно она собирается использовать полученные мегабайты пользовательской энергии.

2 (3).jpg

Естественно, такое коллективное внимание, собранное посредством информационных технологий, поддерживает и «напитывает» общую тенденцию современного технологического развития. Последняя, в свою очередь, каждый день радует своих пользователей новыми удобствами и новинками, обещая что вот-вот у нас появится совершенно новый тип искусственного сознания — искусственный интеллект. ИИ будет отличаться от нас с вами только в самых хороших чертах: он будет быстрее находить скрытые переменные, сможет оптимизировать и структурировать данные, будет выполнять работу, на которую не способен человек. В общем, сделает нашу жизнь легче и проще.

Саму тенденцию ко все более нарастающему индивидуальному комфорту можно легко проиллюстрировать изменениями, которые произошли в формате рабочего процесса за последние (каких-то) пятьдесят лет. Сейчас львиная доля рабочего процесса переместилась в пространство виртуальных взаимодействий, в которой обмен информацией-вниманием происходит через цифровые каналы и дигитальные альянсы. Мускульная вовлеченность в подобные процессы минимизируется с каждым днем, а главной «валютой» на рынке труда становится именно человеческое внимание, которое аккуратно сканируется на каждом квадратном метре интернета. Такое сканирование происходит благодаря всевозможным алгоритмам различной сложности, которые способны анализировать как быстро вы «скролите» свою фейсбук ленту, на какой части страницы сейчас находятся ваши глаза, и какая поисковая история тянется за вашим цифровым двойником. Все это далеко недвусмысленно указывает на тот факт, что именно человеческое внимание стало тем нематериальным ресурсом, который питает тенденции будущего технологического прогресса. Именно за человеческое внимание идет война между различными «алхимическими гильдиями» (читай трансатлантическими корпорациями), цели которых, по большому счету, мало различаются между собой.

Главная мысль проста: посредством огромных массивов человеческого внимания на наших глазах происходит величайшая (не тайная, как раньше, а более чем явная, коллективная) трансмутация XXI века. Более того, эта трансмутация направлена не на обретение бессмертия отдельного индивида (того самого практикующего алхимика-одиночки), а на наделение жизнью чего-то принципиально неодушевленного, кремниевой искусственной нейронной сети (гомункула ХХІ века). Для того чтобы это произошло, нам всем нужно будет очень постараться, чтобы наполнить цифровые «котлы» до отказа. Нам нужно будет трудиться день и ночь (что мы уже и так делаем). Зато у нас всех есть одна большая привилегия: мы сможем наблюдать за процессом «грандиозного оживления» в режиме прямого эфира. Еще скоро, еще совсем чуть-чуть и алхимический процесс обретет совершенно небывалый масштаб, а будущее человечества уже никогда не сможет свернуть с пути «перевернутой» алхимии и кремниевой трансмутации.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

Повідомити про помилку

Текст, який буде надіслано нашим редакторам: