Вакансії

Олексій Кондаков: про плагіат, український арт-ринок та смисли у мистецтві

exc-5d00175f2c1b520001c257a6
exc-5d00175f2c1b520001c257a6

Минулого тижня цифровий художник Олексій Кондаков, який працює у техніці колажу вже більше 5 років, випустив серію своїх фірмових робіт для Національного художнього музею України. Героями його плакатів на цей раз стали персонажі з полотен музею.

На початку 2019 року Кондакова звинуватили у плагіаті роботи музиканта та художника Паші Мілякова. Ми зустрітися з ним і розпитали про його швидку славу, плани на майбутнє та пошуки нових тем для робіт.

0DF489E4-85C9-41B4-85g4tr2F-743F72904AB3 copy.jpg

У тебя нет ощущения, что твоя слава досталась тебе слишком просто?

Есть (смеется); но я на нее не претендовал. К этому нужно проще относиться, раз уж она есть.

Ты ко всему так просто относишься?

Я за этим наблюдаю. Какое-то время назад решил посвятить искусству больше сил. Есть отклик от аудитории — почему бы это не сделать.

Отклик в виде чего?

В виде славы, которая легко досталась.

Все фотографии, в которые ты помещаешь персонажей — сделаны тобой?

Да.

В 2015 году ты говорил: «Я — дизайнер», а в последние 2 года появилась фраза: «Я — цифровой художник».

Все верно. Раньше я занимался дизайном, а проект с коллажами был хобби, но внезапно набрал обороты. В какой-то момент, как я говорил в интервью, которое ты упоминаешь, это стало ответственностью для меня. Я ее на себя взял и стал уделать больше времени. Почему нет? Люди хотят видеть мои работы.

 

0DF489E4-85C9-41Bmbm4-852F-743F72904AB3 copy.jpg0DF489E4-85C9-41Bmbm4-852F-743F72904AB3 copy.jpg

 

0DF489E4-85C9-41kljnB4-852F-743F72904AB3 copy.jpg0DF489E4-85C9-41kljnB4-852F-743F72904AB3 copy.jpg

#block-yui_3_17_2_1_1560370908780_53591 .sqs-gallery-block-grid .sqs-gallery-design-grid { margin-right: -20px; } #block-yui_3_17_2_1_1560370908780_53591 .sqs-gallery-block-grid .sqs-gallery-design-grid-slide .margin-wrapper { margin-right: 20px; margin-bottom: 20px; }

Тебе многие пророчили, что вскоре у тебя закончится материал. Судя по всему, этого не происходит. Как ты планируешь развиваться дальше?

Я сам жду, когда он закончится, и у меня не останется никаких оправданий это делать. Материал, с которым можно работать, и материал, который нужно визуализировать — постоянно пополняется. Возникают ситуацию, которых у меня раньше в жизни не было. На пальцах я объяснять не буду, а просто возьму и сделаю.

Например?

Не так давно круг моего общения расширился ребятами, которые ходят на техно-вечеринки. Теперь хочу на тему ночной жизни что-то сделать.

Что для тебя значит «быть серьезным художником»?

Я только начал открывать для себя экосистему искусства. Мне в училище всегда говорили: «Ребята, вы определитесь: дизайнеры вы или художники». Я потусовался с теми, кто поступил на живопись, и подумал, что как-то странно там все, очень переживают они, что похожи друг на друга. В дизайне это нормально, когда кто-то с кем-то пересекается и делает похожие вещи. Тогда я решил, что воздержусь от искусства.

Я иначе себе представлял то, как устроен художественный мир: взял, сделал, показал и все сказали: «класс». На самом деле, все не так.

Искусство — для сытых, голодный человек в галерею не пойдет. В первую очередь, он будет занят своими делами. За рубежом рынок более развит и покупательская способность выше. Соответственно рынок формируется под запросы покупателей.

У нас коллекционеры только появляются.

Что сколько у тебя стоит?

Есть пластификации — работы, напечатанные и накатанные на алюминий, помещаю их под пластик. Тираж — около 10 штук. Цены варьируются от 300 до 2000 долларов.

Все, что на бумаге — около 100 штук. Их цена от 100 до 250 евро.

Ты коммерчески успешен?

Очень по-разному. Этим надо заниматься, я сейчас изучаю, как это все настроить. В мае прошлого года я ушел с работы. Сейчас делаю ставку на искусство. В наше время креативный ум стал пользоваться успехом . Все слишком автоматизировано и доступно, любой может заниматься творчеством.

0DF489E4-85sedC9-41B4-852F-743F72904AB3 copy.jpg

Ну, не любой.

Я думаю, что любой. Творчество уже потом может перерасти в искусство. Искусство — это об оценивании. У нас очень претенциозно ко всему относятся, без шуток. Если это искусство, то все серьезно, и обязательно надо спрашивать с автора.

С тебя тоже будут спрашивать.

Конечно, надо относиться к этому, как к полноценной работе.

Самый успешный месяц, сколько ты заработал?

4000 долларов.

Ты восхищаешься кем-то из своих коллег?

Я рад всем (улыбается).

В начале этого года произошла ситуация с Пашей Миляковым (продюсер та художник, більш відомий як Buttechno — ред.). Онлайн-галерея KartonKaton выставила твою работу, которая оказалось точной копией Пашиной работы. Задолго до твоей — еще в 2014 году — она прогремела на всю Европу. Как так случилось?

Они похожи, да. Художник — Питер Брейгель — один, способ исполнения другой, фотографии разные.

Пост ты не удалил.

Нет.  Есть слаженная тусовка, с мнением которой я не согласен. Они могут возмущаться, а я не вижу ничего плохого в этой работе.

 

View this post on Instagram

Winter Landscape II . 🖼 original #art Pieter Brueghel the Younger ‘Winter Landscape with a Bird-trap’

A post shared by Alexey Kondakov (@alksko) on Jan 11, 2019 at 8:11am PST

Робота Олексія Кондакова, 2019 рік

 

View this post on Instagram

More than half of our 50 limited-edition prints of ‘Orehovo’ (2014) by Pavel Milyakov @buttechn have been SOLD. Make sure to pick yours up when you visit @calvert22foundation’s #PostSovietVisions exhibition closing 15 Apr. Prints are £30 each at the #bookshop / [email protected] / 020 7613 2141 #limitededition #postsoviet #print #soviet #ussr #artprint #russianart #indiebookstore #shoreditch #london #calvert22foundation

A post shared by Calvert 22 Bookshop (@calvert22bookshop) on Apr 6, 2018 at 6:46am PDT

Робота Паші Мілякова, 2014 рік

Расскажу как все было: я выглянул в окно, сразу вспомнил пейзаж Брейгеля и подумал, что будет весело, если поместить его в то, что я вижу. Паша сделал классно, я им вдохновился, сделал и поехал дальше.

То есть ты видел его работу до?

Конечно.

Ты написал Паше потом?

Да, хотел выяснить, в чем обида, потому что я искренне не понимаю, в чем она. Мне регулярно шлют коллажи, которые сделаны по-моему же принципу.

Он даже не продолжает этим заниматься, а делает музыку. Я не могу понять, почему Паша не идет дальше и его до сих пор греет успех 5-летней давности.

Я решил в этом скандале не участвовать, потому что я его не признаю.

Какие вещи и события в жизни сформировали тебя?

Меня интересует визуальная информация и музыка. Например, перед резиденцией в Неаполе в 2016 году, мое впечатление об этом городе сформировала картина «Операция „Святой Януарий“» и рассказы тещи. Фильм полностью отразила то, как сейчас живет город.

Расскажи о резиденциях.

Их было 2, обе итальянские.

Мне предложили приехать и сделать все мои истории про Неаполь. Когда я вышел с поезда, я понял, что место идеальное: портовый город, грязный, старый с разными людьми, непохожими друг на друга.

Вторая резиденция — непродолжительная. Я приехал в Брешиу, небольшой город, не такой многогранный как Неаполь. Там мою историю было сделать тяжелее. Вышло 3-4 работы.

Твой проект не везде возможно воплотить?

Везде, просто в разных в масштабах.

«Если ты сделал работу и рассказываешь, какая здесь заложена идея, то ты с работой не справился» — твои слова.

Я, наверное, рассуждаю как дизайнер-плакатист, потому что меня научили так, что ты за 3 секунды должен доносить идеи, изображенные на своих работах. Если ты не справился — человек уходит.

Этот урок я применяю в своем творчестве. Эффект «Вау» — меня больше устраивает.

Какие смыслы транслирует Алексей Кондаков в мир?

Мне просто нравится делать то, что я делаю. Мои истории — бытовой сюрреализм; они о том, что мы видим каждый день.

На Kyiv Art Week подошла ко мне девушка и спросила: «А что вы хотели этим сказать?» (улыбается). Меня такие вопросы веселят. Хотел сделать, потому что нравится.

Авторка: Анастасія Калита

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

Повідомити про помилку

Текст, який буде надіслано нашим редакторам: