Вакансії

Юрій Пікуль: «Живопись превращается в пальму, от которой хочется избавиться — не знаешь, в какой угол ее засунуть»

exc-5cfed00572eab2000125812b
exc-5cfed00572eab2000125812b

Минулого тижня український художник Юрій Пікуль відкрив персональную виставку в Dymchuk Gallery під назвою «Декоративні елементи». Ми зустрілися з представником київської школи живопису та поговорили про фотографію в його практиці й нові медіа, реалізм та матеріальну стабільність.

A031086F-0A0C-4374-A9A7-CB9wer67FA6D1FD copy.jpg

Можешь представиться, пожалуйста.

Художник, работаю с живописью. В какой-то момент она стала для меня принципиально важной. Я долго делал все не всерьёз, не задумываясь о том, почему.

0EB38738-7095-4607-82BF-F74Ckfr8E6F15C4+copy.jpg

Ты начинал с фотографии, верно?

Да,  3 года ходил в фотоклуб, но это была не фотография как язык или инструмент современного искусства, а то что называлось художественной фотографией.

От многих я слышала: «Когда смотришь на работы Юры, ощущение будто смотришь на фотографию». Это же, наверное, напрямую связано с твоим фотографическим бэкграундом.

Наверное. Формально мне была всегда интересна разная живопись. Пару лет назад увлекся американским минимализмом, тогда я даже математическую основу подводил под рисунок.

Что ты имеешь в виду?

Есть такой раздел — комбинаторика. Логику и принципы этой науки я применял при создании живописи. В итоге получалась геометрия и линейные структуры, которые подчинялись правилам комбинаторики. Этой техникой я рисовал пейзажи, то есть зритель видел пейзаж, но сам рисунок был построен на математических основах.

До американского минимализма что было?

Кубизм делал. Олег Тистол меня на него вдохновил. Сейчас хочется вернуться не столько к реализму, как к нарративу — повествованию и сюжету. Сделать язык нейтральным, приближенным к фотографии, а не таким пестрым, как в модернизме. Изображение без претензии на яркую индивидуальность художника или яркий стиль.

Лет 6 назад ты сказал, что лучший живописец XXI века — Дэвид Хокни. Сейчас что-то изменилось в твоем мировоззрении?

Конечно (смеется). Какой-то период, он мне нравился, но лучшим уже его не назову. Сейчас мне нравится Сергей Чайка и, конечно, Александр Гнилицкий и Герхард Рихтер ( хоть он и создал самые значительные и сильные свои произведения ещё в ХХ веке).

Хокни прошел. Он такой яркий, выразительный и оптимистический — это было волна у меня такая (улыбается).

DSC_2082+(2).jpg

В этом же году, ты сказал, что «живопись начала меня отягощать». Сейчас, наверное, должно быть еще хуже?

Живопись для меня — занятие на уровне невроза, во мне существует огромная потребность ее делать. Это определенное состояние мышления, когда ум сам считывает комбинации цветов и композиции, и мозг отключается. Желание создавать, а потом видеть результат — беспрерывно. Раз, сложилось. Отставил. Потом следующую собрал картину. Как конструктор.

В последнее время начинает тянуть к другим объектам, а именно — к ассамбляжу, но он будет в качестве дополнения к живописи. Для меня это принципиально.

Есть полотна, которые не очень любишь?

Есть. Были даже такие, которые уничтожал сам. Выставкой «Декоративні елементи» в Dymchuk Gallery, которая сейчас проходит, доволен на 70%. Для этого сюжета необходимы были большие форматы — 2 на 1,5 метра — но спустя 3 полотна, понял, что не успеваю и делал все не так, как хотелось изначально.

 

DSC_0537+2.jpegDSC_0537+2.jpeg

 

DSC_0551а.jpegDSC_0551а.jpeg

#block-yui_3_17_2_1_1560203242052_48886 .sqs-gallery-block-grid .sqs-gallery-design-grid { margin-right: -20px; } #block-yui_3_17_2_1_1560203242052_48886 .sqs-gallery-block-grid .sqs-gallery-design-grid-slide .margin-wrapper { margin-right: 20px; margin-bottom: 20px; }

A031086F-0A0C-4374-A9A7-CB9sdf67FA6D1FD+copy.jpg

Расскажи больше о выставке.

У меня есть увлечение — растения. Я 3 года плотно занимался выращивание пальм. И когда искал в интернете пальмы, открывал OLX, а там объявления от людей, которые опрометчиво посадили финиковую косточку, и она за 30 лет выросла до потолка. И никуда ее не деть! Типичные фотографии: полумрак и огромная пальма, как инородный объект на фоне серванта и занавесок. Мне понравилась эта угнетающая атмосфера, и я начал переносить ее на полотна.

Пышные пальмы напомнили мне живопись в современном мире искусства, которую многие гнушаются. Она превращается в пальму, от которой хочется избавиться и не знаешь, в какой угол ее засунуть.

То, что в скором времени появится, какое-то новое отношение к этому медиуму — бесспорно. Пока что я чувствую себя так, будто я должен в каждом проекте оговаривать, почему я занимаюсь живописью.

 

DSC_0394а.jpgDSC_0394а.jpg

 

DSC_0400а.jpgDSC_0400а.jpg

 

DSC_0403а.jpgDSC_0403а.jpg

 

DSC_0458_4а.jpgDSC_0458_4а.jpg

#block-yui_3_17_2_1_1560203242052_61835 .sqs-gallery-block-grid .sqs-gallery-design-grid { margin-right: -20px; } #block-yui_3_17_2_1_1560203242052_61835 .sqs-gallery-block-grid .sqs-gallery-design-grid-slide .margin-wrapper { margin-right: 20px; margin-bottom: 20px; }

Есть еще что-то, чем ты недоволен в этой выставке?

Инсталляцией. Нет одного важного элемента в ней. Она состоит из старого серванта, ковра и кресла 60-х годов, а в конце я хотел засыпать все песком и сделать аллюзию на пустыню, где и растут пальмы. Но мой страх, что что-то могло пойти не так, воспрепятствовал этому.

Какую реакцию ты рассчитываешь получить у зрителя? Или ты не ориентируешься на него?

Я всегда ставлю себя на место постороннего человека, который смотрит на работу отвлеченным взглядом. Мне важна первая, эмоциональная нагрузка, дальше — уже выбор человека: вникать или нет.

Картина — прямоугольник, который, как бы ты не сделал, будет влиять на постороннего.

Твои работы хорошо покупают?

Я уже 4 года работаю с одним коллекционером.

Назовем его?

Не так важно его имя, я не уверен, хочет ли он, чтобы его озвучивали. Он обеспечивает мне некую стабильность и регулярно покупает работы. Не ставит условий и не просит рисовать под заказ. Если ему нравится — берет.

До его появления, все складывалось само собой. На выставках происходило меньше всего продаж.

Ты можешь назвать себя успешным?

Финансовая составляющая — не показатель успеха. Продается — и прекрасно. Мне хватает. Дополнительно я нигде не работаю.

Что тогда показатель?

Удовлетворение от того, что сделал. Выставку предложили — уже хорошо (улыбается).

Назови своих главных конкурентов в Украине.

Не хочу ни с кем конкурировать. Их нет. Есть люди, за деятельностью которых я слежу. Например, Р. Э. П.  и ДЕНЕДЕ.

Как планы у тебя дальше?

Уже есть дата следующей выставки. Будет живопись, но хочу создать ей третье измерение.

Через полгода перестану быть молодым художником (улыбается).

 

0EB38738-7095-4607-82BF-F74C8E64ty4F15C4+copy.jpg0EB38738-7095-4607-82BF-F74C8E64ty4F15C4+copy.jpg

 

0EB38738-7095-4607-82BF-F74Cd,mnde8E6F15C4+copy.jpg0EB38738-7095-4607-82BF-F74Cd,mnde8E6F15C4+copy.jpg

#block-yui_3_17_2_1_1560203242052_87901 .sqs-gallery-block-grid .sqs-gallery-design-grid { margin-right: -20px; } #block-yui_3_17_2_1_1560203242052_87901 .sqs-gallery-block-grid .sqs-gallery-design-grid-slide .margin-wrapper { margin-right: 20px; margin-bottom: 20px; }

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

Повідомити про помилку

Текст, який буде надіслано нашим редакторам: