Город не всегда получается почувствовать целиком, но его образ можно выстроить через сплетение малозаметных деталей. Характерные звуки светофоров, шум трамваев, запахи реки и уличной еды, рельефы ландшафтов формируют местность точно так же, как масштабные объекты и конструкции. В Днепре одним из способов привлечения внимания к контексту города стали резиденции галереи «Артсвіт». Фокус деятельности первой — городская среда и ее исследования.
Формат резиденции позволяет обмениваться опытом, продуцировать взаимодействие местных участников и из других регионов, развить направление неформального образования в городе. Удается под новым углом посмотреть на локальную идентичность. Участники переосмысливают клише, связанные с Днепром, ищут образ города в звуках, лицах и запахах. В какой-то мере они создают альтернативную историю города советской модерности, неизведанной земли на исследовательской карте страны.
Под руководством художницы Алисы Олевой собралась 7 участников: Виктория Тимонова, Лео Троценко, Сергей Острянин, Наталия Ревко, Святослав Коверзнев, Екатерина Мамчур, Аксинья Курина.
Ежедневное расписание резиденций состояло из нескольких секций. Первая — tool box — создание инструментария, набор упражнений, провокации, инструкции. Это метод, который можно применить, чтобы провести исследование. Вторая секции — site specific — работа с местом. В рамках нее участники прикладывали полученные знания, чтобы изучить новую местность. Они ходили с завязанными глазами, строили карты, вслушивались, делали саунд карты, инвентаризировали комнаты, трогали предметы, занимались паркуром. И последняя часть — лекции, диалоги, показы.
Географический состав обусловливает разнообразие взаимодействий. Часть участников — из Днепра, часть — из других городов. Местные начинают смотреть на повседневность иначе, а приезжие открывают для себя новые ландшафты. Для кого-то резиденция — это возможность вернуться в город, в котором они выросли. Они приезжают с другой, более точно настроенной оптикой на городскую среду. Фокус внимания перемещается на слепые зоны, как например, здание автовокзала и диорамы. Резиденция показала новые грани города, то, что на первый взгляд не заметно.
Опыт и инструментарий, который передался в рамках резиденции, постепенно становится элементом художественной практики участников. Они могут рассматривать предмет с большими вариациями инструментов: под увеличительным стеклом, микроскопом или с использованием скальпеля. Картографирование среды через обоняние или потоки звуков — одно из упражнений резиденции. Так появлялись стенограммы с запахами, которые участники фиксировали на определенных промежутках времени. Это — один из способов вглядывания в обыденность.
«То, что мне интересно как педагогу — сместить тебя, завести туда, куда бы ты сам не пошел. Мне нравится термин walking art. Для меня главное — шаг как метод, как изучение. У меня есть наблюдения за инфраструктурой Днепра в сфере искусства. Очень приятные, волнующие изменения в «Артсвіт». Одно из занятий прошло в Центре современной культуры. Ценно знать, что потенциально через год откроется новое пространство. Даже программа резиденций — большой скачок. Есть интересные изменения, как например, закрытый мост. Он все время волновал нашу группу. Кто-то уже успел по нему пройти. Местные рассказывали, как это изменило инфраструктуру их поездок домой», — рассказывает Алиса Олева.
В рамках резиденции участники реализовывали свои проекты. Кто-то насмотрелся на ландшафты и увез часть предметов исследования с собой, чтобы осмыслить проект более детально. Некоторые же ловили идею и моментно ее привносили в местность. Завершенные проекты резиденты представят на выставке в галерее «Артсвіт» в конце октября.
Художник Лео Троценко сфокусировал свое внимание на монументе Славы — памятнике, посвященному Великой Отечественной войне. Монумент стал в каком-то смысле солнечными часами. Лео находился в тени памятника, которая падала на поверхность, на протяжении почти всего дня.
«Есть два смысловые момента, которые я сейчас вижу. Первый связан с фигурой «маленького» человека: каким образом персональная история находится в тени большого нарратива. Сейчас это нарратив событий, связанных с 1941-1945 годами. Это центральная советская мифологема, а во второй половине 20-го века — это миф о великой победе. В рамках этого мифа частная история никого не интересовала.
Второй момент — это политика декоммунизации. Декоммунизационный пакет законов предоставляет зеленый свет людям, которые считают советское художественное наследие в виде мозаик, рельефов неценными объектами, ретрансляторами угнетения. Это также дает зеленый свет на безнаказанное уничтожение того, что называют в украинском языке «спадщиною». Она упала на тебя, ты не можешь от нее отказаться. То, что можно делать с ней — хранить. Любой объект искусства отражает социальную реальность, есть частью чего-то большего. Сейчас советское наследие стигматизируется. Я не пытаюсь его отбелить никоим образом. Я за актуализацию и переосмысление того, что у нас есть».
Художник Святослав Коверзнев сделал акцию, связанную с днепровским метро. Задача – опередить метро, бежать длину метрополитена поверху. Он перенес подземный путь наверх и пробежал его.
«Здесь не было никакой критики. Формат резиденции — удобный, ты можешь рискнуть. В городе привлекли внимание две вещи — перекрытый мост и метро. Метро — такое маленькое, там ничего нет. Оно будто в формате аттракциона, как киевский фуникулер».
Культурная менеджерка, фрилансерка Наталия Ревко работает над двумя проектами. Первый — о социальных связях в сети и ссылках, ведущих в онлайн-пространство. Второй — попытка найти море в Днепре.
«Для первого проекта я нашла интересную локацию в парке Глобы – арки под мостом. В этих арках происходит целая онлайн-жизнь молодых людей – там все поверхности исписаны ссылками на аккаунты. Получается наложение этих ссылок, картинок, лозунгов. Мне кажется, подростки всегда немного потеряны в обществе, и в онлайн-пространстве они тоже теряются, если, например, говорить о медиаграмотности, но и не только. Идея в том, чтобы пойти по всем этим линкам и создать групповой портрет этих ребят. Может быть интересно, потому что это место стараются поскорее пройти, оно в тени, но из которой ты выходишь на свет, на идиллическую картинку катамаранов, лебедей, озера в парке.
Второй – найти море в Днепре. По всему городу расклеено много объявлений о море. Сегодня, например, я нашла пластиковые листья, очень похожие на облепиху, которая часто растет у берега. Хочу поискать какие-то объекты, которые могут напоминать об этой мечте о море».
Художница Виктория Тимонова работает над проектом об одном из самых старых деревьев Днепра.
«На резиденции я посмотрела на город по-новому, так, будто бы это все — наше первое знакомство. Мы исследовали его запахи, краски и звуки, учились ощущать его сердцебиение закрытыми глазами.
«Дереву, посаженному Лазарем Глобой, 225 лет» — это подсмотренное мною сообщение в маршрутке. Отталкиваясь от него, я решила отправиться на поиски и этого дерева, чтобы поработать со сконструированными мифами города и его символическими аспектами. На протяжении нескольких недель я буду коммуницировать с ним и его постояльцами — людьми, которые воспринимают его как место силы, а также шумами, которое оно издает».
Резиденция для исследователей — это сплетение разных историй в одном географическом контексте, попытка проникнуть в более глубокие слои повседневности, исследование среды самыми простыми, но кажущимися странными, инструментами. Это вызов самому себе, который каждый сможет эксплуатировать в собственных художественных практиках.
Текст: Алiна Стаменова
Світлини надано авторкою
Повідомити про помилку
Текст, який буде надіслано нашим редакторам: