З 19 жовтня у Львівському муніципальному мистецькому центрі можна буде побачити роботи Поліни Полікарпової з автобіографічної фотосерії «Балада про дитинство». Your Art публікує низку робіт із проєкту, а також коментар художниці про ідею та роботу над серією.
Про ідею та натхнення
Летом 2017 в голове крутились идеи сделать масштабную серию — «экранизировать» посредством фотографии своеобразный фильм-байопик о себе и своей семье. Сюжет должен был начинаться со знакомства моих родителей в харьковском трамвае пятого маршрута, их отношений «фотограф-модель», рассказать о моем рождение и последующей маминой послеродовой депрессии, о том, как я пошла в школу и о своей жизни до совершеннолетия. Тогда я решила пригласить поучаствовать в съемках младших сестер моих коллег, знакомых, едва похожих на меня, и подругу, похожую на маму. Я старалась снимать небольшими сериями с разными сюжетами. Но когда соединяла эти серии друг с другом, поняла, что они не лепятся по смыслу. Я забросила проект на год, потом снова возобновила работу над ним, когда занималась переездом в Киев в 2019. Поняла, что со временем изначальная идея потерялась и утонула в гигабайтах несоединимых снимков между собой. В 2020 я «перепридумала» серию заново, с новым кастингом и небольшой командой. Хотелось поставить акцент на сходстве девочек со мной, на том, как я тогда выглядела, а также на моей одержимости визуальными образами из поп-культуры, например, я пыталась копировать образ Гермионы из третьей части Гарри Поттера и ходить так в школу. Таким образом происходила трансформация моего образа в наши дни. В мае 2020 я показывала черновик старого проекта в онлайн-проекте «Моделювання» Малой галерее «Мистецького арсенала».
Эта серия является моей попыткой «срежиссировать» из памяти и оставшихся детских фотографий образ счастливого ребенка конца 1990-х — начала 2000-х и несчастного подростка 2004–2006 годов. В 7-9 лет я смотрела много японских мультиков вроде Sailor Moon или Сакуры и рисовала их образы, старалась подражать поведению группы Spice Girls, когда приходилось позировать на папину фотокамеру. За мой внешний вид, конечно же, отвечала мама, которая покупала для меня мерч любимой группы и одевала в джинсовый розовый костюмчик Arizona. В подростковом возрасте из-за буйства гормонов и непонимания одноклассников я стала изгоем, мне нравился созданный мир Джоан Роулинг. Сейчас, даже во время своих путешествий Киевской областью, я пытаюсь найти тайные уголки, напоминающие эстетику ее мира. В итоге, все те поведенческие привычки, вроде ухода в другую реальность или веселого позерства на камеру, я стараюсь сублимировать в творчество здесь и сейчас — будучи уже взрослой, я хочу не забывать мечтать о чем-то большом, радоваться мелочам.
Я черпала вдохновение в кинематографе, любимом жанре «байопик», из-за местами надменном пафосе в повествовании о какой-либо личности, подмене реальных фактов ради усиления драматического эффекта. Думаю, мне близка фильмография Ричарда Линклейтера, когда он снимает фильмы об одних и тех же персонажах и их отношениях спустя годы.
Про роботу над проєктом
Сама идея возникла в 2016–2017. В то время я начала часто ездить с выставками на разные фестивали и когда читала лекции, где рассказывала о себе, приходилось часто говорить о своей творческой семье — у меня часто спрашивали, где я получила фотографическое образование. Ну и хотелось дальше, после серии «38», где я исследовала близкие взаимоотношения с подругой наравне с отношениями фотографа и модели, создать новый личный проект с автопортретами и вернуться к самым истокам — своему детству.
Изначально я отчаянно пыталась найти просто идеальное, почти мистическое сходство с собой, чтобы мне самой не по себе было рядом с этим ребенком. Шли месяцы, серия стояла на месте и я поубавила свой перфекционизм, решила сместить акценты и сосредоточилась на двух возрастах. В инстаграме мне посоветовали обратиться в киевское модельное агентство Futuremmua / Modelspolaroidkids, где я нашла невероятную 9-летнюю девочку Настю. Несчастный образ меня-подростка я увидела в знакомой девушке Кире из Харькова, но мне пришлось подготовить ей парик, поскольку у нее темные волосы. Локацией для съемки стала квартира без ремонта в районе ВДНХ, сильно напоминающая мне мою харьковскую квартиру. Вся одежда, рисунки, плакаты, карты, фишки, волшебная палочка — все настоящее. Мои родители, как и многие другие, склонны хранить все на дальних полках кладовых.
Над проектом работали: Нина Лагута, художница по гриму; Настя Тарасова, мастер по волосам; Люба Плосконосова, гафферка. В самом конце подтянулся фотограф Назар Фурик, любезно согласившийся создать натюрморты из предметов моего детства.
Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.
Повідомити про помилку
Текст, який буде надіслано нашим редакторам: