Бегуны, пловцы, велосипедисты — задорные, сосредоточенные, уверенные в себе, глядят в светлое будущее коммунизма и собственным примером демонстрируют, насколько сильны телом и духом жители СССР.
Нет, это не стенгазета по заказу партии. Это герои проекта «Citius! Altius! Fortius! Искусство и спорт», который недавно прошел в галерее Bereznitsky Art Foundation и представил работы 1960-1980-х годов из коллекции Фонда Березницких.
На создание выставки куратора Евгения Березницкого вдохновила весьма авангардная скульптура Олега Косткевича «Борцы», которая стала последним приобретением в коллекцию Березницких. Но этот проект обращен не к подпольной деятельности советских художников (хотя и этому отчасти тоже), а скорее к способам интерпретации идеологии и ее восприятия с точки зрения современности.
В Советском Союзе искусство использовали в качестве пропаганды, презентуя с его помощью коммунистическую идеологию. Художники в государственной структуре выполняли функцию коммуникатора не только ценностей общества или советского конструкта, но и культурной среды.
«Советская власть хорошо осознавала мощь культуры, поэтому художники были частью идеологического механизма. Такие иконические темы, как индустрия, сельское хозяйство, портреты вождей, война, были важными инструментами для демонстрации успеха и силы идеологии. Спорт среди этих тем находится в особом положении, поскольку он может иметь как идеологический, так и нейтральный окрас. К тому же, спорт и искусство с древних времен шли рука об руку — вспомнить только атлетов и метателей копья на фресках древних греков», — говорит куратор выставки Евгений Березницкий.
В первом зале пространства галереи зрителя встречает трехметровое полотно, воспевающее труд советских рабочих. Это картина Федора Шевченко и Леонида Ващенко «Строительство Днепровской ГЭС». По убеждению куратора, эта работа попала в экспозицию не случайно, ведь спорт — это серьезная работа над собой и, соответственно, тяжелый труд.
Следующая не менее яркая работа — полотно Виктора Рыжих, который запечатлел футбольный поединок. Работа, точнее происходящее на ней, настораживает и несколько обескураживает своей искусственностью: игроки хоть и изображены в динамике, но напоминают манекенов, которых выстроили перед камерой. Но самое странное на этой работе — публика: вместо того, чтобы болеть, люди смирно сидят на трибунах и флегматично наблюдают за действом на поле.
Евгений Березницкий говорит, что с «Футбольным матчем» Рыжих было связано несколько забавных историй: «Мы долго пытались выяснить, что же изображено на картине и какие команды здесь представлены. Я обратился к знакомому, который возглавляет украинскую Премьер-лигу. Он предположил, что в полосатой форме — московская команда «Торпедо», а оранжевые майки соперников похожи на тренировочную форму «Шахтера» в 1960-х. Однако такой матч был невозможен.
Когда эту работу увидел наш друг и клиент из Италии, он подтвердил странность происходящего. Ему показалось, что здесь играют «Рома» и «Ювентус», а голкипер в черном – это Лев Яшин, легендарный советский футболист, которого называли Черным Пауком».
Контрастирует с футболистами Рыжих «Микрорайон» семидесятника Аркадия Чичкана. Он изобразил двор киевских Березняков, где семья художника получила квартиру, с огражденными сеткой площадками для занятия спортом, которые устанавливали во всех новых районах.
«Поколения семидесятников увидело тщетность открытой борьбы, которую вели шестидесятники, и перешли в «тихий» протест. Советская идеология предполагала, что все вокруг общее и все граждане занимаются общим делом. Пока у государства получалось демонстрировать позитивные результаты, люди чувствовали себя частью великого дела. Но когда стало понятно, что их обманывают, эта конструкция начала разваливаться. Шестидесятники боролись за трансформацию большого общего дела в новой либеральной плоскости. Однако не преуспели — с карательной системой трудно бороться. Семидесятники продолжили эту борьбу, но другим способом: они избегали прямой конфронтации, подтачивая систему изнутри», — объясняет куратор.
1970-е отличились появлением индивидуализма – люди начали отделять себя от общества, появились зачатки частной собственность, в спорте стали популярными одиночные виды спорта — теннис, легкая атлетика, фигурное катание.
Работа Аркадия Чичкана — это манифест индивидуализма. На ней дворовые спортивные сетки предстают как места для изоляции, которые дают человеку возможность отделиться от советской реальности.
Герой работы художницы и иллюстраторки Нины Божко «С утра до вечера» только проснулся, но уже делает зарядку и гордится своей родиной — канонический образ того, как юный советский гражданин должен проводить свой день, чтобы вырасти достойным человеком. Лозунг на другой работе гласит «Солнце, море и вода — наши лучшие друзья», видимо, призывая будущий пролетариат брать от природы лучшее для процветания советского общества. Но есть и не столь политизированные образы. Например, дети, которые мчатся с горки на санках, пляжники на берегу Днепра, гребцы на фоне Андреевской церкви.
Среди яркой палитры жизнерадостных сюжетов и безмятежного настроения экспозиции выделяется работа Владислава Мамсикова «Теннис». На ней изображены два клерка, играющие в пинг-понг среди грязно-рыжих стен заводской конторы. В центре композиции застыл мячик, который только наращивает напряжение, иллюстрируя противостояние личностей. Личностей, а не коммун или сообществ.
Продолжает мрачный антураж блок современных авторов, представленный работами Юрия Сивирина, Виктора Покиданца и Виктора Корниенко. Пот, кровь, боль, поражение — теперь искусство не романтизирует спортсменов и не приукрашают поединок. Это другая телесность, где нет выстроенных в ряд сверхлюдей. Наши современники доказывают, что достичь своей цели можно лишь падениями и проигрышами. Притом по такому принципу работает не только спорт, но и искусство, к примеру.
«Спорт — сам по себе искусство. Это искусство тела, обращения с пространством и взаимодействия», — подводит итог Евгений Березницкий.
Повідомити про помилку
Текст, який буде надіслано нашим редакторам: