Поліна Карпова — українська фотографиня. У 2017 році стала резиденткою SWAP UK/UKRAINE, а після поїхала в резиденцію до Петра Ряска — «Вільних номерів немає». Харків’янка виросла у творчій сім’ї: батько займався фотографією, а мати — одягом. Зараз Поліна активно використовує обидві практики у своїй роботі. Часто головними героїнями її світлин стають дівчата, але останній рік, Карпова фотографує і хлопців.
Настя Калита поговорила з Поліною про дитинство та життя після резиденції.
Как появилась фотография в твоей жизни?
Я начала свой путь 10 лет назад — в мае 2009 года. Выросла в творческой семье: папа — коммерческий фотограф, мама — мастер по индивидуальному пошиву. Мое детство проходило среди художников — друзей моих родителей.
Я до сих пор использую фотографию и дизайн костюмов в своей практике. Параллельно с этим иногда работаю художником по костюмам в харьковском театре под названием «Нефть».
К фотографии я пришла, когда отец подарил мне старую цифровую камеру Sony DSC-F828. Я сделала несколько съемок и поняла, что это мне очень подходит. Меня вдохновляют реальные места, люди и события. Даже не знаю, кто я больше – фотограф или художник. «Фотохудожник» звучит немного пошловато, наверное.
Ты себя относишь к «Харьковская школа фотографии»?
Не сильно. Я не бросаюсь этим брендом. В «Харьковская школа фотографии» есть много характерных черт, которые присущи только им. Больше всего я общаюсь с Романом Пятковкой (український фотограф, представник «Харьківської школи фотографії» — ред), или как местные прозвали — мой ‘Godfather’. Он помог мне сформировать первые серии фотографий; не родители, а именно он. В некоторых интервью, которые я читала, Пятковка меня относит к продолжению школы.
Когда меня спрашивают, отношу ли я себя к ХШФ, я цитирую отрывок из старого интервью c Джеки Чаном: «Я не хочу быть вторым Брюсом Ли, я хочу быть первым Джеки Чаном» (смеется).
У тебя много девушек на снимках. Почему именно они? С мужчинами сложнее работать, или они не могут дать того, что ты хочешь видеть в кадре?
У меня есть лучшая подруга — Яся. В 2010 году мы поняли, что созданы друг для друга как фотограф и модель. Она была граффитчицей и очень популярной среди парней в этой среде. Через нее я показываю свою другую сторону, которой у меня нет, но я бы хотела ее в себе развить.
В этом году я стала делать много портретов парней, особенно после переезда в Киев. Я выбираю тех, у кого есть мягкие женские черты во внешности. Все так же снимаю девушек и во многих съемках стилизую их под образ моей мамы. Мама — первый инфлюэнсер в моей жизни, фанатка моды, утонченная и с хорошим вкусом в одежде.
Для нас ты делаешь автопортрет в каком-то особенном месте…
Харьков — индустриальный центр. Мало кто сюда доезжает, чтобы что-то снять. Локация для автопортрета — Музей спичек. Там есть скульптурная мастерская, где находится много постаментов советских вождей. Некоторых спрятали подальше после Майдана в подсобку, в целом место выглядит довольно сюрреалистично.
Возможно ли вообще такое, что ты предстанешь в каком-то другом медиа: скульптура, видео или инсталляция?
Параллельно я делаю GIF-анимации, с которыми у меня было несколько выставок.
Над чем ты сейчас работаешь?
У меня уже два года лежит незавершенная biopic серия — «Баллада о детстве». Она посвящена моим личным переживаниям из детства. Я использую факты из первых 15 лет жизни, и делаю снимки детей разного возраста, которых приглашаю сыграть меня. Переодеваю их в свою детскую одежду, причесываю и рассказываю, как нужно смотреть или стоять. Иногда мои друзья предстают в роли моих родителей.
Выставок пока что не планируешь?
Будет Биеннале искусств в Харькове в ноябре — 15 сентября открытие, где я принимаю участие.
Как ты понимаешь, что фотография удалась?
Я ее подержу несколько месяцев в папке или выложу в Instagram и подумаю: «Пусть лайкают, а я потом решу». И через полгода смотрю и думаю: нормально или нет. Фотография — как вино.
Самая дорогая работа, которую ты продала?
За 500 евро продала несколько снимков частному коллекционеру в Австрии.
Ты живешь за счет фотографии?
Да. Мои родители всю жизнь были фрилансерами. Я с детства привыкла к подвешенному состоянию: нет денег, почти нет или чуть-чуть есть. Даже когда они у меня появились, я не знала, как с ними обращаться.
Что сформировало тебя, и как Харьков повлиял?
Харьков влияет своей дисгармонией в архитектурных стилях и городской планировке, плавным ритмом жизни, но в целом сложно передать словами. Что сделало меня мной — я постараюсь визуально описать в предстоящей «Балладе о детстве».
За кем сейчас надо следить в фотографии?
За Еленой Субач и Вячеславом Поляковым — мои «приемные родители» в наших совместных поездках на фестивали. За Валентином Бобиком — король стиля. Естественно, за Synchrodogs: когда впервые увидела их, поняла что не стоит бояться экспериментировать с ландшафтами и позами в любых условиях. За Назаром Фуриком: я наблюдала, как он работает с предметами в композициях и мне это очень близко. Еще нравится «интровертная мистическая фотография» — Ромы Москаленко и Димы Толкачев.
Как тебе «ШИЛО»?
Нейтрально. Я думаю, что их искусство имеет место быть, но я больше за чистую фотографию. Они молодцы, но я далека от этого.
Как на тебя повлияли резиденции у Пети Ряски и SWAP?
Как только я вернулась со SWAPа, то провела 3 дня в Харькове и поехала сразу к Пете. В Ужгороде крутая локальная тусовка художников. SWAP дал представление о том, как выглядит Великобритания. После этого у меня был кризис. Я думала, что теперь нужно повысить продуктивность, так как часть художников поменяли свое отношение ко мне.
Петро Ряска — лучший куратор, с которым я работала до сегодняшнего дня. Он ответственный, вовлеченный в процесс человек, который реально беспокоится за твой проект. Именно он сделал конфетку из серии, которую я создала. Я опять снимала Ясю уже в образе приведения отеля «Закарпатье», в котором жила. Петя придумал самодельные картонные лайтбоксы и лепил их две ночи из коробок «Новой почты». Маленький Ужгород — очень важный культурный центр.
Какие планы, амбиции и главная цель Полины Карповой?
В марте я переехала в Киев, чем оскорбила нескольких своих коллег. Я это сделала только из-за экономических причин, в креативном секторе в Харькове не очень большой выбор для меня. Время от времени возвращаюсь и продолжаю исследования исторических местностей: сравниваю родной город и столицу.
С помощью Киева хочу раскрыть себя шире. Раньше я думала, что столица — большой город с пафосными людьми, которые ходят с такими лицами, как будто они рак лечат (смеется). Но я стала к ним относиться по-другому и не обращать на это внимание.
Мне очень хочется получить магистерское образование, возможно, в Англии. Выиграть грант, сдать IELTS.
А где ты видишь себя через 10 лет?
Я живу в режиме с сегодня на завтра.
Текст: Настя Калита
Світлини: Андрій Рачинський
Повідомити про помилку
Текст, який буде надіслано нашим редакторам: