Денис Погребной о сексистской робототехнике и потребности в победе слабых
Ілюстратор-друїд та профемініст
Ілюстратор-друїд та профемініст
Денис, мы с тобой впервые встретились у тебя дома в Мариуполе. Я помню, ты тогда вернулся с работы на выставке роботов, где управлял розовой роботессой по имени Жоржетта.
Жоржетта была единственным роботом женского пола, о чем кокетливо намекал её ярко-розовый цвет. И не удивительно, что она была самой глупой из всех роботов. Жоржетта говорила фразы вроде: «Бла-бла-бла, опять я весь день болтаю ерунду», «Я самый гламурный и красивый робот», «Мне Жорик свадьбу обещал, но так и не женился». Жорик — такой же робот, только мальчик, и, к слову, редкостный гад. Но самое абсурдное — это то, что никто из сотрудников или посетителей не понимал, что Жоржетта на самом деле очень сексистская роботесса.
Каждый день я видел, что для людей в Украине 2020 года образ глупой, гламурной и мечтающей выйти замуж любой ценой женщины (пусть и в образе роботессы) является приемлемым и забавным — то есть они согласны с таким положением вещей. Но ещё хуже то, что приходящие с родителями дети смотрят на это как на ролевую модель и зачастую не видят альтернативы. Я был вынужден ходить на эту работу из-за эпидемии коронавируса и непонятной ситуации с грантом, на который мы подавались командой. Она так истощала меня эмоционально, что я просто приходил домой и не мог даже ничего рисовать, хотя обычно такой абсурд меня подстегивает его обличать.
Что может быть более обыденным, чем слово «х*й» на заборе? Это отображение той культурной действительности, в которой мы живем. Мне это чуждо и я об том не молчу
Во время пандемии прекарно занятые люди, особенно из сферы искусства, оказались в очень уязвимом положении, но, несмотря на сложности, ты все равно находишь в себе силы и продолжаешь рисовать. Расскажи, чем ты занимаешься как иллюстратор?
Я рисую от руки и на компьютере иллюстрации к ситуациям из жизни или к волнующим меня событиям, на которые мне хочется обратить внимание окружающих. Через юмор и сарказм в своих иллюстрациях я пытаюсь выразить протест против мракобесия окружающего мира: ультраправого насилия, сексизма и гомофобии, демонизации людей, употребляющих каннабис и т. д.
Патриархат проявляется на всех уровнях и особенно подло в чём-то привычном. Например, изображения фаллосов в городском пространстве. Что может быть более обыденным, чем слово «х*й» на заборе? Член в этом контексте используется как символ доминирования, маскулинного звериного влечения и власти. Это не просто надпись и не просто рисунки, на которые можно махнуть рукой типа «да это просто хулиганство!». Это отображение той культурной действительности, в которой мы живем. Мне это чуждо и я об том не молчу.
Из последнего меня поразила ситуация с ультраправыми из «Традиции и порядка» в Мариуполе. Двое мужчин в автобусе начали требовать у незнакомого человека, чтоб тот снял маску, поскольку маска была радужной. И это в разгар пандемии! Они сочли цвет маски гей-пропагандой и стали угрожать. Этот случай вдохновил меня на создание юмористической иллюстрации того, как ребята из «Традиции и порядка» требуют у неба пояснить за радугу и угрожают расправой.
Во время пандемии я размышлял много о том, в каком уязвимом положении находятся женщины во время карантина. Некоторые из них фактически находятся в бытовом рабстве без возможности куда-то из него выйти. Поэтому сделал пару картинок с осьминожками, которые показывают альтернативу унижающему распределению обязанностей в семьях, проповедующих «традиционные ценности». Осьминожки учат любить, уважать и поддерживать друг друга.
Ещё в этом году у меня была совместная работа с Сашей Протягом и Александром Суровцовым над комиксом «Лето в Приазомбии». Он основан на реальных комментариях мариупольцев с городского онлайн-ресурса «0629».
А вообще моей главной героиней (в прямом смысле, она правда супер-героиня) является Шишка-малышка и серия рисунков, посвященных ей и её друзьям.
Как появилась Шишка-малышка и кто она вообще такая?
С малышкой у меня целая история. После начала военных действий я несколько лет продолжал жить в Донецке, поскольку там был мой дом. Я своими глазами видел, какая жесть творилась в Донецке тех лет и как это отличалось от той картинки, которую пытались навязывать различные СМИ. Например, в один день была разрушена до основания диспетчерская вышка, а по «1+1» на следующий день вышел сюжет о том, как наши киборги в этой вышке играют футбол. Вообще моим главным времяпровождением в Донецке зимой 2015 года было распитие самогона на балконе 16-этажки прям на Ленинском проспекте. С этого балкона открывался вид на аэропорт и в целом на панораму активных боевых действий. Мы просто напивались с моим другом и смотрели на то, как всё рушится.
Весной 2017 года мне стало интересно, как там вообще в Крыму. Мне хотелось понимать, что на самом деле там происходит, поскольку нельзя с уверенностью говорить о том, чего не видел своими глазами. Так я наткнулся на вакансию аниматора в отеле и поехал работать с детьми. На одной из прогулок мы нашли зеленую еловую шишку.
Позже на уроке по рисованию комиксов я попросил детей изобразить эту шишку, спасающую мир, людей и животных от грусти. Для них это была простая еловая шишка, а я в ней видел сходство с шишкой каннабиса. Всем такое задание очень понравилось, и тогда я решил нарисовать для Telegram стикер-пэк с Шишкой-малышкой, которая занимается всякими приятными делами: играет в баскетбол, кушает вкусняшки, танцует, веселится и параллельно развенчивает миф о том, что марихуана — опасный наркотик, ведущий к деградации и смерти. Помимо постоянно обновляющегося стикер-пэка, есть еще несколько одностраничных комиксов и куча разных рисунков. К слову, помимо иллюстраций, я также хожу на протестные акции, но основная часть моих активностей, конечно, связана с творчеством.
Я ни в коем случае не говорю, что все должны употреблять марихуану, но для людей, у которых есть такая необходимость и желание, должна быть возможность помочь себе и не сесть за это в тюрьму
Как ты считаешь, почему важно разрешить использование медицинского каннабиса?
Это безопасная альтернатива горе вредных таблеток и веществ, помогающая справится с целым рядом проблем: ПТСР, тревожные расстройства, эпилепсия, рассеянный склероз, менструальные боли и т. д. Я ни в коем случае не говорю, что все должны употреблять марихуану, но для людей, у которых есть такая необходимость и желание, должна быть возможность помочь себе и не сесть за это в тюрьму.
Однажды в далёком 2008 году я столкнулся с полицейским беспределом касательно курения каннабиса. Это был день посвящения в студенты и знакомый предложил мне тогда впервые покурить. Едва сделав затяжку, я оказался лицом в землю в добрых руках полицейских, которые караулили таких, как мы. Нас забрали в райотдел, закрыли в подвале, вызвали родителей и сбили с них по тысяче долларов, угрожая отправкой писем в ректорат, отчислением, судимостью и сломанной жизнью. Они даже ничего не подбрасывали. Такая ситуация была бы невозможной, знай мои родители и я хоть немного уголовный кодекс. В частности, то, что нет никаких санкций за употребление, а только за хранение, производство и распространение. В таком случае уголовная ответственность наступает при наличии больше, чем 5 грамм сухого вещества.
С детства я хотел рисовать мультики и делать игрушки, а поступил на металлургический
А как ты вообще начал рисовать?
Я рисовал с самого детства: Симпсонов, черепашек-ниндзя и других людей в образах из этих мультфильмов. В школе я уже начал с друзьями-задротами рисовать персонажей, монстров и локации из компьютерных игр. Не знаю, можно ли так говорить, но мы правда были задротами.
В какой момент ты ушел от перерисовывания и подражания к созданию своих собственных персонажей и историй?
Наверное, это произошло уже в две тысячи каком-то военном году, в 2015 или 2016. Вообще, с детства я хотел рисовать мультики и делать игрушки, а поступил на металлургический. Я закончил Донецкий национальный технический университет как специалист по загрузке доменной печи. После этого там же в Донецке я работал на всяких странных работах от развозки пива по республике до работы в секонд-хэнде. Как я уже говорил, это были странные и жуткие времена. И истории того времени такие же. Однажды ночью был обстрел, а на утро я шел на работу и в кустах лежала оторванная человеческая рука.
В один момент мне все это надоело и я решил обрести какой-то навык, который должен был помочь мне начать получать деньги за то, что мне нравится. Так я купил «ВКонтакте» курс Adobe Illustrator. Это был двухмесячный курс по векторной графике. Я очень стеснялся и никому об этом не говорил, тихо себе осваивал вектор за закрытой дверью, и когда кто-то заходил в комнату, я судорожно закрывал ноутбук, чтобы никто случайно не увидел, что я сижу и рисую.
В итоге тебе удалось начать зарабатывать на жизнь иллюстрацией?
Забавно, что с этой целью я начал учиться рисовать в векторе, но когда научился, то понял, что иллюстрация — это инструмент работы с моими переживаниями и мыслями, а не с запросами относительно украшения чей-то продукции из мало интересующих меня областей. Мне бы очень хотелось монетизировать именно свое творчество, а не расходовать вдохновение на создание этикеток для колбасы или иллюстраций к статьям в сексистских журналах. А такие предложения я получал.
Я даже в баскетболе всегда болею за команду, которая слабее. Наверное, это моя внутренняя потребность — чтобы слабые побеждали
Ты являешься частью мариупольской арт-тусовки вокруг платформы «ТЮ», открыто защищаешь права женщин и ЛГБТ-сообщества, выступаешь против ультраправого насилия. Думаю, для многих это не вяжется в образом металлурга из Донецка. Как в твоей жизни появились идеи феминизма?
Я с самого детства был застенчивым аутсайдером. Позже был неформалом и постоянно сталкивался с непониманием окружающих и попытками родителей сделать меня понятным и удобным. Уже тогда я догадывался, что это своеобразное насилие, но не мог этого чётко сформулировать. А в 2016 году я познакомился в паблике «ВКонтакте» под названием «Знакомства для лохов и нищебродов» с замечательной Ютой Коргун, бывшей журналисткой из Update, и немного позже с её подругой — художницей Машей Прониной. Именно с Машей мы вместе приняли решение переехать в Мариуполь и так я попал в «ТЮ»- тусовку.
Эти знакомства открыли мне глаза на целый пласт информации, о котором я раньше и не подозревал. Я даже не знал слова «гендер»! Идеи равенства и принятия всегда были мне близки, но теперь у меня появилась соответствующая теоретическая база, а главное – появилось понимание того, как я могу влиять на окружающий мир, чтобы каждый человек смог без страха быть собой. Я даже в баскетболе всегда болею за команду, которая слабее. Наверное, это моя внутренняя потребность — чтобы слабые побеждали.
У меня сложилось впечатление, что Мариуполь стал для многих, кто вращается вокруг платформы «ТЮ» сейчас, вот этим самым местом, где «слабые побеждают». Мог бы ты сказать тоже самое?
Думаю, да. Благодаря Диане Берг и команде, платформе «ТЮ», иностранным грантам Мариуполь очень быстро развивается и дает возможность развиваться художницам и художникам. Сейчас Мариуполь — это мой маленький и уютный дом, в котором я нахожу достаточно личного пространства. Здесь очень много талантливых людей, которые разделяют общие ценности и коллаборируются между собой, создают концептуальный контент. Я ощущаю себя частью этого. Мы вдохновляем друг друга, раскрывая лучшие стороны, учимся и боремся вместе. И совсем скоро наша команда будет реализовывать арт-проект для подростков из уязвимых групп, чего я жду с нетерпением.
И напоследок: проиллюстрируй, пожалуйста, свой личный Мариуполь одной историей.
Однажды мы с Машей [Прониной] пошли гулять на старое кладбище и встретили там ветхую бабулю с козами, которая, увидев меня, начала кричать : «Эй, парень, а ты в какой семинарии учишься? Ты поп, что ли?». Мы посмеялись и пошли знакомиться. Правой рукой она вытянула перед нами авоську и сказала: «А у меня тут петухи». Там и правда сидели два петуха. Бабуля спросила, не видали ли мы где-то тут ее мужа. Мы ответили, что нет, и немного приуныли: доживающая последние года женщина ходит по мариупольскому кладбищу с петухами и козами, разыскивает своего, по всей видимости, покойного мужа.
Погуляв еще немного, мы вышли с кладбища, стали пить чай из термоса, возмущаясь видом завода, как вдруг откуда не возьмись ковыляет к нам седой мужичок с палкой: «Привет, молодежь, я тут, значится, свою бабку потерял, не видали ли вы её часом?». И мы ответили: «Конечно, видали, ходит по кладбищу и вас ищет, в самом центре, там её и ищите».
И еще добавлю для тех, кто вдруг захочет приехать в Мариуполь. Знайте, только здесь автобус № 2 и троллейбус № 2 — это совершенно разные маршруты.
Повідомити про помилку
Текст, який буде надіслано нашим редакторам: