У рубриці «Один художник — одна рутина» Your Art розповідає, з чого складається робочий день художників та художниць. Попередньою героїнею рубрики була Леся Хоменко.
Микола Рідний — художник, народився в Харкові. Він є одним з учасників групи SOSka та артлабаораторії SOSka, що існувала у Харкові з 2005 по 2012 роки. Микола був тричі номінований на Премію Малевича, а також став учасником основної програми Венеційської бієнале у 2013 та 2015 роках. Нам художник розповів про те, як він працює на резиденції в Інсбруку (Австрія) Kunstlerhaus Buchenhusen.
Несколько месяцев я живу и работаю на резиденции Kunstlerhaus Buchenhusen в австрийском Инсбруке. Работа и досуг здесь довольно сильно отличаются от домашней обстановки. В Киеве я не хожу в мастерскую, а работаю дома. Преимущественно работая с видео и фотографией, мне не нужно было отдельное помещение, без которого сложно помыслить деятельность живописцев и скульпторов. Хотя именно сейчас у меня появляются новые идеи, связанные с производством материальных объектов. Поэтому думаю, что по возвращении в Киев принцип работы придётся менять.
Вернёмся к тирольской резиденции. Это специфическая программа: она рассчитана как на художественную практику, так и на теорию. В основном, художники и художницы, работавшие здесь, используют исследование в качестве методологии создания своих проектов. Сам Kunstlerhaus Buchenhusen находится в замке ХVI века и представляет собой в прямом смысле слова дом художников. Здесь живут и работают как международные, так и локальные резиденты и резидентки. Кроме итоговой выставки, предусмотрены организация конференции и создание публикации. Всё это довольно большая ответственность, а это очень дисциплинирует. В моменты прокрастинации выручает природа: город находится на реке Инн, в окружении Альп, куда я всегда с радостью отправляюсь на прогулки.
Мой проект здесь называется Fear Has 100 Eyes, что можно перевести на русский как «У страха глаза велики». Я пытаюсь переосмыслить циклы своих работ, сделанные в последние шесть лет. Эти шесть лет в Украине идет война. В то же время глобальный политический спектр сильно смещается вправо и напряжение в обществах возрастает. Коронавирусная ситуация только ещё больше накаляет обстановку. В разных работах я говорю о насилии, о том, как оно презентировано в медиа (начиная от новостного потока до блогинга и массового кино), как оно влияет на общество. Основной вопрос в моих поисках — как говорить о насилии, при этом не повторяя и не умножая его? Это найдет свое отображение в небольшой книге с текстами приглашённых исследователей, которая выйдет уже после резиденции.
Для создания новой серии коллажных работ я много времени провожу в библиотеке. Мои основные инструменты — сканер и фотоаппарат. Кстати, интересно, как здесь организована библиотека: большинство книг приобретены по заказу предыдущих резидентов и на них есть соответствующие наклейки с именем изначального юзера. Читать я люблю в «стоматологическом кресле», которое на самом деле — специально спроектированная мебель Atelier Van Lieshout. Нередко вместе с другими художниками мы организовываем вечерние просмотры и дискуссии в видеозале. Среди прочего обсуждаем работы друг друга.
Я оказался в этом месте очень своевременно. Самоизоляция и заметное сокращение культурной и социальной жизни в Киеве довольно сильно аффектировало мою способность работать. Здесь же, в ситуации, когда ты художник, работающий в доме художников и художниц с другими художниками и художницами, таких проблем не возникает.
Напоследок пару слов про ковидную этику: в Австрии люди не ходят на публичные события, не путешествуют на поезде, предварительно не сделав бесплатный (!) тест. Как человек, переболевший ковидом в Киеве, я это очень поддерживаю. А нашим властям стоило бы подумать, как сделать если не вакцины, то пока хотя бы тесты более доступными для людей.
Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.
Повідомити про помилку
Текст, який буде надіслано нашим редакторам: