Возможный ответ: потому что «выставка» звучит лучше. Пандемия коронавируса способствовала буму онлайн выставок, и под это определение попали абсолютно разные по концепции и реализации проекты. Пока устоявшихся критериев и ясного понимания особенностей именно цифровых выставок нет, интересно выявить отличия между привычными форматами экспонирования произведений искусства и тем, что происходило в сети в 2020 году.
Наиболее очевидный способ создать онлайн-выставку — воспроизвести условный белый куб или выставочные залы при помощи верстки. Все как будто остается на своих местах: роль институций, продакшн, логика построения экспозиции, а работы, плоскость стен и перемещения становятся виртуальными. Варьируется разве что степень визуальной «реалистичности» такого проекта в зависимости от качества моделирования, особенности используемого движка и технической стороны реализации, которая хоть и ресурсоёмкая, но стабильно развивается за счет индустрии игр и развлечений.
Пример: Kyiv Art Week 2020. Тут можно побродить по залам от первого лица и в одиночку увидеть представленные работы без возможности раскрывать репродукции на весь экран или как то с ними взаимодействовать. Связаться с представителями галерей или получить консультацию во время 3D тура не выйдет — все же придется вернуться на сайт и найти нужные контакты. Для целей арт ярмарки, гибрида сайта и виртуальной выставки более чем достаточно, а качественный 3D тур в данном случае — приятное дополнение и бонус вместо выставки на физической локации.
Стоит вспомнить о том, что в истории искусства есть много случаев, когда новые материалы и технологии поначалу использовали так, как привычные. Фотографы XIX века имитировали знакомые композиции и эффекты живописных полотен, хотя использовали принципиально новый инструмент для этого — камеру; первые печатные книги полностью повторяли формат рукописных — без титульного листа или названия на переплете. Подобный процесс происходит с большинством онлайн арт-инициатив сейчас — наследование традиционных форм взаимодействия в рамках привычных тем, но удаленно.
British Council давно экспериментирует с онлайн-выставками — первые походили просто на веб-странице с плиткой из работ. В 2019 для выставки «Танцы с ведьмами» использовали стилистику компьютерных игр, сопровождая работы звуковыми эффектами, анимацией и условным перемещениям по загадочным комнатам. В 2020 у проекта «Почти там»интерактива стало меньше, а выставку можно смотреть в порядке, предложенном кураторами — по спирали, либо выбирать самостоятельно, о каких экспонатах узнать больше. Объединяет все выставки British Council инклюзивность — цифровой формат позволяет делать проекты максимально доступными для всех, преподнося контент в форматах, которые удобны для людей с разными потребностями: есть сурдоперевод текста, аудио-описания работ, настройки шрифтов.
Похожее техническое решение у проекта Strange Time. Выставка выглядит как огромная белая стена или майндмеп, на котором находятся работы будто в хаотичном порядке. Анимация в виде плавающих перемещений экспонатов и возможность рассматривать работы в любой последовательности усиливают легкость и ненавязчивость, достичь который в реальном помещении было бы не просто. В остальном тяжело избавиться от мысли, что выставка онлайн — это не концепт или модель некой «настоящей» выставки, а полноценный проект.
Проекты «Почти там» и Strange Timeразные по наполнению, тематике и кураторской идее, но не работают с вопросами, которые порождает сам формат онлайн-выставки. Процесс взаимодействия с такими выставками — абсолютно одинаковый и равен тому, что может предложить книга, за вычетом анимаций. Цифровые выставки теряют привычный компонент «события» или даже «ритуала», и этот опыт пока ничем не компенсируется.
Принципиально важно, что из взаимодействия онлайн пропадает большинство движений и ощущений. Телесный опыт замещается иным — опытом отстранения и наблюдения, когда даже во время видеоконференции за собственным изображением наблюдаешь ровно так же, как за другими, а в зависимости от качества соединения, порой собственную речь слышишь с задержкой, как чужую. Симуляция недостающего телесного опыта технически возможна. Но зачем? Ведь что-то качественно новое может появиться в этом стиле жизни и коммуникации на дистанции. Взамен новизне и разнообразию, онлайн предоставляет, как минимум, куда больший комфорт, безопасность и до сих пор сохраняющееся убеждение о том, что это нечто немного «понарошку», а значит и интенсивность впечатлений ниже.
Когда фильм показывают в зале кинотеатра, это не значит что мы можем примерять критерии театрального спектакля к нему и игнорировать особенности киноязыка. По той же логике, если выставка происходит онлайн, оптика привычной арт-критики в этом случае применима лишь частично. Эксперименты с интернет-культурой и даже мимикрия под ее форматы как раз способны в перспективе породить самодостаточные явления и вопросы в искусстве вне риторики белого куба, черного экрана, беньяминовской ауры и попыток имитации того, чем ценны традиционные выставки.
Выставка «Ищи-свищи» проходила в мае 2020 года на бесплатной площадке объявлений «ОЛХ» — тоже изначально не предназначенной для экспонирования искусства, но остроумно использованной. Экспонаты — реальные работы, услуги или найденные объекты были размещены от имени одного аккаунта по всем правилам ОЛХ и исчезли со страницы выставки вместе с истечением доступного срока размещения объявления. Важно, что, как и в случае с интервенциями, все что окружает работы, не подвластно организаторам: оформление страницы, рекламные баннеры, тексты и всплывающие окна. Это никак не относится к выставке и не может быть изменено.
Немецко-украинская инклюзивная резиденция Residenz Normalno прошла онлайн в силу возникших обстоятельств — переносить ее из-за пандемии организаторы не стали, поэтому постарались максимально воспроизвести запланированные активности дистанционно. Выполнение заданий организаторов, экскурсии, обсуждения и совместная работа художников проходили по видеосвязи в назначенное время. В центре внимания участников Residenz Normalno — животные и растения, природа, семья и массовая культура. Это легко артикулируемые темы, для понимания которых не мешают барьеры, возникающие из-за специфики языка, культуры или бэкграунда.
Важная деталь этого проекта — презентация работ художников в формате популярного вида видео-контента для блогов — распаковки (unboxing). Работы художников, сделанные в Украине, переслали коллегам в Германию и наоборот, а саму распаковку и развеску проводили по zoom’у. Таким образом участники видели реальные работы, а зрители наблюдали за процессом онлайн. Такой тип контента, как распаковки или видео про утреннюю или вечернюю рутину, многочасовые ролики, где кто-то просто читает или учится, появился в сети стихийно и все еще обладает меньшим ощущением отстранения, чем традиционные репортаж или интервью.
Еще одним вариантом создания «живого события» и приглашения в более личное пространство можно считать не столько выставки на личных аккаунтах в соцсетях (все же они созданы для презентации себя и своей жизни), а например, проекты, размещенные на личных хранилищах, таких как Google Drive, Dropbox или других девайсах. Это некий аналог квартирных выставок, событий «для своих», где организатор решает, у кого есть доступ и какой именно. В то же время, тяжело придумать более простой способ поделиться чем-то со всеми сразу, чем открыть общий доступ до своих файлов.
В январе 2020 года в сети появился проект без официального организатора или структуры под названием Fake Performance Festival. В папках с именами художников — описания перформансов или инструкции, которым по желанию можно следовать. Увидели бы посетители эти инструкции в галерее, на «настоящем» сайте, или вот так — суть происходящего для зрителя не поменялась бы, но вот для концепции самоорганизованного проекта, без необходимости его как то поддерживать и открытого всем, Google Drive самое подходящее решение.
Говоря о выставках, мы ожидаем наличие их основных преимуществ — смену обстановки, нетворкинг, новизну окружения, выделенное, ограниченное пространство и время ее существования. Реальность событий, вызываемых чувств и уникальности опыта тут не вызывает сомнений. В онлайн-формате общение, знакомства и впечатления от новой информации относительно сохраняются, но смена обстановки, новое пространство и в целом многие физические стимулы от звуков, запахов, языков, на которых говорят вокруг — исчезают, либо становятся символическими. Коллективный опыт и воспоминания о взаимодействии онлайн имеют сравнительно меньше доказательств, что это действительно было, а значит более иллюзорны и субъективны.
В свое время, выставка на веб-странице была новым вызовом, но сейчас появилось куда больше сугубо цифровых феноменов, у которых можно заимствовать не только жизнеспособный формат, но и темы: цифровой след, защита персональных данных, владение и наследование диджитал собственности, сохранение, коллекционирование и жизненный цикл произведений искусства в современном мире и, наконец, тема цифровой деградации — сиюминутного и мгновенного устаревания всего, что попадает в сеть. Даже эти проекты очень скоро будут выглядеть допотопными и нуждающимися в эмуляции среды, в которой их можно будет показать или воспроизвести.
2020 год стал проверкой на умение быстро адаптироваться и экспериментировать с онлайн-форматами практически всех видов деятельности, связанных с искусством. Оставляя за скобками экономические последствия пандемии для сферы искусства, вынужденный переход к онлайн-формату выставок, резиденций, экскурсий, артист-токов и коллабораций… Это показало, что все они уже были испробованы с использованием куда более примитивных технологий, чем есть у нас сейчас. Зачастую онлайн-инициативы сводятся к тому, чтобы симулировать традиционное офлайн-событие без использования или поиска возможностей, преимуществ присущих цифровому формату, особенностей создания и экспонирования искусства изолированно. Их только предстоит заметить и осмыслить.
P.S.
Вопрос «каталог или выставка?» существует в связи не только с онлайн-проектами. В 1995 году в галерее «Бланк-арт» в Киеве Олег Сидор-Гибелинда организовал «Несуществующую выставку» — брошюру из 3-х разделов, каждый из которых был «пространством» одного из художников — Олега Тистола, Василия Цаголова и Глеба Вышеславского. Это и была выставка.
Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.
Повідомити про помилку
Текст, який буде надіслано нашим редакторам: