Вакансії

Післямова: коментарі кураторок Brave! до робіт художників та художниць

exc-5d8a923b6a16117cd87be5dd
exc-5d8a923b6a16117cd87be5dd

24–25 серпня на Метробуд відбувся фестиваль музики та мистецтва Brave! Factory. Кураторки Closer Дар’я Шевцова та Олександра Погребняк дали свої коментарі та зібрали усі роботи художників та художниць, представлених на фестивалі: Ольги Гайдаш, Миколи Карабіновича, Каті Лібкінд, Дани Косміної, Тимофія Максименко, Єви Папамаргаріті, Валентини Петрової, Євгена Самборського, Олексія Сая, Станіслава Туріни, Антона Шебетко, Ярослава Футимського, групи молодих художників Mutro, художньої колаборації Таїри Умарової і Євгена Свистуна.

Катя Либкинд

What Are You Going To Do

1_Katya Libkind.JPG

Фильм Кати Либкинд становится первой работой на пути зрителя на территории фестиваля, он представлен в виде пучка света, направленного в пустоту ночного неба. Желающие рассмотреть кадры самостоятельно становятся инструментами для их отражения или используют в качестве поверхности для просмотра тела других людей. Видео построено на заметках о намерении и состоянии несвершенности. Материалом для фильма послужили архивные фото и видео, которые художница ни разу не просматривала с момента съемки. Таким образом эти кадры запечатлели в себе лишь намерение превращения в что-либо ещё и интенцию стать видимыми.

2_Valentina Petrova.JPG

Валентина Петрова

Перформанс

В своей работе Валентина Петрова рефлексирует на контекст музыкального фестиваля, погружая зрителя в ситуацию отсутствия границ между исполнителями и зрителями, сценой и залом. На входе в пространство с яркой зазывающей надписью «Перформанс» посетителей встречает медиатор, который приглашает по одному входить и занимать места в зале, где скоро должен начаться перформанс. Попадая в помещение и теряя на несколько секунд возможность видеть, пока глаза привыкают к направленному яркому лучу света, входящий понимает, что сам оказался на сцене, а перед ним — ряды стульев и зрители. Каждый вошедший посетитель несколько раз сменяет свою роль, оказываясь поочередно в роли перформера и зрителя, а сам процесс взаимодействия с работой ориентирован на проживание мимолетного персонального переживания, отсылающего к размышлениям о вопросе потребления в искусстве.   

Тимофей Максименко

Стоны

3_Timothy_Maxymenko.jpg

Партисипативный аудио перформанс «Стоны» Тимофея Максименко выступает проводником для взаимодействия между человеком и заводом как самостоятельной сущностью. Работа обращается к шумам завода, который, подобно организму, никогда полностью не прекращает функционировать, даже во время фестиваля. Звукозаписывающее устройство в реальном времени транслирует равномерный гул одной из трансформаторных будок Метробуда на компьютер, где через специальную музыкальную программу выводиться на midi-контроллер. Зритель может стать соучастником процесса создания музыкального сета, основанного на звуке исходящем из недр технического пространства. Впервые перформанс был презентован в Лондоне, где источником звука стал выхваченный на одной из улиц города шум вентиляции.

Дана Космина

Танцы на костях

4_Dana Kosmina.JPG

Работа Даны Косминой стала вторым эпизодом из цикла «Танцы на костях», который берет начало с видео, созданного для выставки «Работники невидимого труда» на предприятии Пресмаш в Ивано-Франковске. Художница исследует и документирует промышленные предприятия советского режима, которые постепенно перестают функционировать либо уже пребывают в режиме бездеятельности. В проекте авторка фокусируется на индустриальных объектах, которые, в результате проведения музыкальных событий на их территории, становятся открытыми для публики. Дана Космина объединяет видеофиксацию цехового пространства Метробуда и туннеля Киевского метрополитена, текстовый фрагмент с персональной рефлексией и музыкальный сет. Для создания музыки, усиливающей опыт знакомства с заводскими ангарами, художница сотрудничает с музыкантом Владимиром Гнатенко. 

Mutro

Someone

5_Mutro.JPG

Группа Mutro приняла участие в визуальной программе Brave! Factory в составе Тимофея Максименко, Ивана Сая, Александра Цимовского и Софии Бондар. Работа коллектива была представлена в виде двух мобильных объектов, напоминающих исповедальные кабинки, которые были размещены в двух разных локациях территории фестиваля. Конструкции были соединены аудиосвязью и становились устройством для связи между двумя незнакомыми людьми, находящимися в каждой из них в определенный момент времени. Таким образом, работа создала ситуацию, в которой человек, сохраняя свою анонимность, мог говорить, слушать, отвечать либо сохранять молчание. 

Алексей Сай

Черная дыра 

6_Sai.jpg

Объект Алексея Сая является цитатой первого зафиксированного изображения тени супермассивной черной дыры, полученной учеными весной этого года. Работа воссоздает контур космического феномена в небе за территорией фестиваля. Подобным высказыванием художник обращается к пространственно-временному явлению, ускользающему от человеческого восприятия действительности. Тем самым отсылая зрителя к символическому пониманию Memento mori, созданному на контрасте к праздному времяпровождению во время фестиваля.

Антон Шебетко

Образование

7_Shebetko.JPG

В своем проекте Антон Шебетко переосмысляет медиум фотографии, формируя пространственные фигуры из серии фотографий, напечатанных на баннерах большого формата. Задействуя найденные на территории завода металлические конструкции, а также особенности архитектуры пространства цементного зала, автор придает работам скульптурную форму. Инсталляции продолжает тему телесности, с которой работает художник, а само пространство транслирует входящему внутрь зрителю ощущение хрупкости и уязвимости человеческого тела, возможности этого тела видоизменяться. Отчасти вдохновлен трансформациями, которые происходят с Метробудом один раз в году во время фестиваля. 

Ольга Гайдаш

BRAVE кейтеринг

8_Olga Gaidash.JPG

Для своей партисипативной работы под названием «BRAVE кейтеринг» художница Ольга Гайдаш расположила на длинном столе съедобные объекты, внешне напоминающие кусочки битого стекла. Каждый посетитель имел возможность, доверившись собственной интуиции, угоститься одним из осколков, сервированных на белой праздничной скатерти в сочетании с салфетками с надписью «Только смелым покоряются моря». Переводя разговор о потреблении искусства в буквальную плоскость, художница создает ситуацию взаимодействия зрителя с произведением, в которой восприятие происходит на уровне всех органов чувств. Рискуя и проявляя смелость, каждый имеет возможность ненадолго почувствовать себя Алисой в Стране чудес – проверяя и испытывая свойства необычного вещества. 

Евгений Самборский

Экспедиция 

9_Samborsky.png

Видеоработа Евгения Самборского «Экспедиция» отсылает к практике детских игр на заводских территориях. Художник обращается к личному опыту, связанному с периодом распада Советского Союза, когда из-за нехватки средств стали приостанавливаться строительства индустриальных объектов и закрываться уже действующие производства. Превратившись в заброшенные территории, многие из них потеряли свою первоначальную функцию и стали местом для стихийных посещений, в том числе и детьми. В своем видео Самборский воспроизводит исследование ребенком поражающей своими масштабами индустриальной зоны Метробуда. Художник совершает незаметные и временами поэтические жесты, своеобразные детские ритуалы наделенные играющими особой символичностью – поджигает найденные перья и засохшие ветки деревьев, развевает по ветру пух, оставляет памятные надписи на заводских деталях и тд.

Ева Папамаргарити

Βut For Now All I Can Promise Is That Things Will Become Weirder

10_Eva Papamargariti.JPG

В своей работе, представленной в рамках визуальной программы Brave! Factory 2019,  Ева Папамаргарити продолжает исследовать взаимосвязь между цифровой и существующей реальностью, сочетая анимированные последовательности компьютерной 3D графики с видео фрагментами. Важная роль также отведена текстовым вставкам, которые обращаются к ежедневному опыту столкновения зрителя со стремительным ритмом реальности, часто сопровождаемым глубинным и трудно объяснимым чувством онемения. Иерархии ценностей в мире размытых границ непрерывно разрушаются и перестраиваются в новых последовательностях. Художница фрагментирует процесс восприятия посредством постоянного распространения сфабрикованных синтетических изображений, слияния и растворения реальных и виртуальных элементов. 

Таира Умарова и Евгений Свистун

Эко-артист

11_eco-artist.JPG

«Эко-артист» — мультимедийный проект Таиры Умаровой и Евгения Свистуна, который поднимает пласт вопросов связанных с экологическим аспектом проведения мероприятий подобного масштаба. Для создания работы, которая задумана как альтернативная сцена с выступлением несуществующего Эко-артиста, художники используют данные потребленной электроэнергии во время прошлогоднего Brave! Factory. С помощью компьютерной программы цифровые показатели со счетчика Метробуда трансформируются в абстрактный виджеинг, проецируемый на пол и стену пространства, а также заполняющий зал звуковой генератив. Всё это формирует иммерсивное пространство, в котором электрический счетчик выступает своеобразным исполнителем электронного сета.

Ярослав Футымский

Keep Quiet. Dance

12_Futimskyi.JPG

«За спиною сходить сонце. очікуване питання не задано. покидаю місце стояння/сидіння. Видихаючи», – Ярослав Футымский.

Название перформанса Ярослава Футымского «Просто молчи. Танцуй» не содержит повелительного тона. Оно скорее указывает на уже существующую ситуацию, которая сложилась в определенном контексте. Сам перфоманс не становится попыткой к взаимодействию, хотя оставленный неподалеку второй мегафон и привлекает многих зрителей к партисипации. Тут важно сказать, что звук выдоха художника воспроизводимый мегафоном, который он держит в руках, не становиться ответом на какую-либо ремарку зрителя. Звук дыхания сопровождает наши размышления об ожидании развлекательной функции от художника, интерактивности, плакатности формы, острую необходимость в разъяснении содержания произведения. И одновременно становиться триггером для возникновения вопроса о том, каково место художника в пространстве фестиваля, и должна ли его работа развлекать, отвлекать, дополнять, интриговать, обслуживать, декларировать.

Николай Карабинович

Монумет прерванному рейву

13_Karabinovych.JPG

Инсталляция Николая Карабиновича «Монумент прерванному рейву» в своей визуальной эстетике отсылает к самодельному кенотафу. Работа является продолжением цикла художника, посвященного исследованию молодежных субкультур, в который входит, в том числе и представленная на Brave! Factory Festival 2018 работа «Afterhours». «Монумент» состоит из нескольких разнородных элементов, образующих случайные связи — текстовая надпись, являющаяся авторской отсылкой к цитате боснийского концептуалиста Брацо Димитриевича «Louvre is my studio, street is my museum», подставка для CD-дисков в форме цапли (распространенный утилитарный объект в конце 1990-х–начале 2000-х), а также звуковая дорожка, состоящая из трех частей. Обращаясь в начале сквозь призму собственной биографии к истории рейв-движения, художник приходит к размышлениям о травматическом опыте, коллективной памяти и возможности зафиксировать текущий момент в преддверии очередных трансформаций.

Стас Турина

Часть истории основана на реальных событиях 

14_Turina.JPG

«Яблоки в ржавой воде были замечены. Теперь…», — Катерина Либкинд.

«Вообще эта работа о простом движении. Но их два. Это ведь городские яблоки.  А откуда я?», — Стас Турина.

«Идея этой работы не имеет ничего общего с галлюцинациями или видениями и происходит от гончарного круга…» ,— автор.

Практика Станислава Турины тесно связана с его окружением и местами, в которых он живет и работает. Художественные и поэтические произведения автора акцентируют внимание на неуловимости, невидимости, процессуальности и сентиментальности. Для работы «Часть истории основана на реальных событиях» Турина использовал найденную на заводе бочку с дождевой водой и плавающими в ней яблоками, попавшими туда с находящегося рядом дерева. Оживив яблоки с помощью определенных механизмов, художник смог заставить их вращаться и кружить в воде — говоря о проживании момента и его быстротечности.

Дар’я Шевцова та Олександра Погребняк

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

Зберегти

Повідомити про помилку

Текст, який буде надіслано нашим редакторам: