Вакансії

Love Curly про кримське дитинство, акварель та ідею створення жіночого ком’юніті

Люба Кучерява, або Love Curly — художниця з Сімферополя, зараз живе та працює в Києві. Люба працювала з MTV, музичним лейблом Юрія Бардаша Kruzheva Music, Українським тижнем моди, брендами Ienki Ienki, Frolov, Sasha Kanevski, Syndicate Original та магазинами Helen Marlen Group і Asthik Concept Store. Зараз активно співпрацює з журналом TISSUE Magazine та його засновником — Уве Бермайтингером. 

Настя Калита поговорила з Любою Кучерявою про її практику, акварель, кримське дитинство та ідею створення жіночого ком’юніті.

Люба Кучерява. Макіяж: Юлія Залесська. Фото: Анастасія Платінова. Локація: Closer
Люба Кучерява. Макіяж: Юлія Залесська. Фото: Анастасія Платінова. Локація: Closer

С чего началось твое становление как художницы и когда возникла любовь к искусству? Особенно мне интересно узнать про твое взросление в Крыму. 

Говорят, чтобы определиться с делом жизни, нужно мысленно вернуться в детство и вспомнить занятие, которое больше всего увлекало тогда. С этим все просто: я рисовала сколько себя помню. Искусство любила во всех его проявлениях, особенно музыку. 

Только недавно я смогла в полной мере оценить вклад родителей в то, кем стала. Я была очень замкнутым ребенком и знакомство с одногодкой во дворе давалось крайне сложно. Я могла часами ходить вокруг, никогда не решалась заговорить первой, мечтала о комнате в обоях и дутом спортивном костюме, как у всех. Вместо этого носила трикотажный комбинезон, розовые гольфы с вышитой русалкой топлес и детскую курточку Versace, на которую мама одолжила денег у трех наших знакомых. Весь семейный бюджет спускался на дизайнерские вещи и пластинки, приобретенные на черном рынке — это был расцвет музыкальной тусовки в Крыму. Меня таскали на все панк-рок концерты, я часами сидела, наблюдая за мамой и папой, и испытывала определенный дискомфорт от музыки и танцев, но как писал Ницше, которого любит цитировать Саша (Саша Злых — музикант — прим. ред.)«Прежде чем понять красоту какой-то вещи, нужно перебороть отвращение к ней»Когда меня отправляли к бабушке в Макеевку, я рисовала без остановки, улетала в выдуманные миры и возвращалась домой с пачками работ. 

Фото: Анастасія Платінова
Люба Кучерява. Макіяж: Юлія Залесська. Фото: Анастасія Платінова. Локація: Closer

Последний год я часто вспоминаю то время, и сейчас со мной происходит примерно то же: я рисую без остановки, постоянно ищу место для уединения. Конец лета и осень 2020 года я провела, рисуя у подруги на даче, а сентябрь и начало зимы — провела в Одессе. Мне нравится оставаться наедине с собой, природой, нравится наблюдать, как меняются образы или техника в зависимости от места и людей, которых я встречаю.

Аня Брыжатая (музикантка — прим. ред.) называет меня современным примитивистом, а работы — отображением экстатического сознания. На сегодняшний день это самое подходящее определение моего творчества. 

Расскажи о том, что происходило во время учебы, о первой работе? И как появилась акварель в твоей практике?

У меня архитектурное образование, академический рисунок и живопись преподавались посредственно, но мне нравилось, что помимо художественной базы знаний, я получаю еще и техническую. После окончания учебы я не чувствовала достаточной мотивации и уверенности в собственных силах, чтобы начать работать как архитектор. После защиты бакалавра в Крыму я столкнулась с первым кризисом самоидентификации, что послужило толчком к переезду в Киев на последнем курсе. 

Уехав из дома, я впервые получила возможность остаться наедине с собой и начать рисовать «без цензуры». Весь первый год я рисовала без остановки, нащупывая новые стилистические решения. Друзья помогли мне устроиться на первую работу, где я создавала персонажей и короткие анимационные истории на украинском канале MTV. За 10 лет я поработала со всеми, кто мне был интересен в Киеве в разных направлениях: сет-дизайн, текстиль, иллюстрация, разработка персонажей и т. д. Такая мультифункциональность дает возможность поддерживать интерес к делу, которым занимаешься достаточно длительный период времени. Это был замечательный опыт, но он должен был закончиться, и следующий тупик наступил в 2018.

З серії b lovers, 2018
З серії b lovers, 2018
З серії b lovers, 2018
З серії b lovers, 2018

Акварель — хорошая техника для поиска, она учит чувствовать форму, цвет, действовать быстро. Тут как в сексе — важно довериться партнеру (материалу), который живет своей жизнью на бумаге и самостоятельно завершает образ

Можно ссылаться на геополитическую ситуацию в стране, кризис, заказчиков и множество других факторов, но за последний год я проделала большую работу над собой, перестала искать причину вовне, делаю, что люблю и что дает наибольшую эмоциональную обратную связь. Именно в этот кризис 2018 года появились первые акварели, я рисовала их сериями, не часто. В тот период это имело, скорее, терапевтический эффект, на ряду с йогой и чтением мотивационной литературы. Смешно, но я использовала все известные клише, чтобы вернуть себе почву под ногами. 

IMG_5309IMG_5716

Со стороны кажется, что это самая близкая тебе по ощущениям техника. Почему именно акварель?

Потому что быстро. Карандаши тоже люблю, их становится все больше. Акварель — хорошая техника для поиска, она учит чувствовать форму, цвет, действовать без промедлений. Тут как в сексе — важно довериться партнеру (материалу), который живет своей жизнью на бумаге и самостоятельно завершает образ. Думаю, именно поэтому акварель кажется наиболее близкой: она напоминает акт любви, а мои работы — сексуальны. С графикой я работаю по тому же принципу: все рисуется одной линией в цвете без вариантов исправить. 

Расскажи о своих героях, пожалуйста. Кто они?

Если бы я знала (смеется). Образы — унисекс: есть мужское и женское начало. Это как гендерно неопределенные персонажи, при этом они откровенные и вызывают у меня особое видение сексуальности. Оно — чистое.

Чистое — это уже много! Чувствуешь ли ты в себе тогда причастность к квир-направлению, или такого нет?

Я об этом думала, но не хочу вешать ярлыки. Тема так или иначе прослеживается в работах, это происходит неосознанно, не хочу, чтобы это выглядело как спекуляция в моем случае.

Angelica, 2020
Angelica, 2020
Anna, 2020
Anna, 2020

Раз уж мы заговорили о ярлыках, то хочу отметить, что так или иначе люди всегда будут их вешать. Кураторы — анализировать и проблематизировать твои работы, журналисты — писать…

Я не против, если кто-то кроме меня будет их анализировать (смеется)По поводу квир-тусовок. У нас с Сашей была поездка в Барселону позапрошлым летом, его позвали играть на Maricas — серию квир-вечеринок. Я следила за ними с самого появления — хороший селекшн артистов, который сопровождается качественным визуальным контентом. У них классное комьюнити, на пати никто не заклеивает камеры, напротив — ивент был похож на групповую фотосессию. Это отличается от вечеринок, на которых я бывала. Однозначно оставило впечатление и могло проявиться в работах.

Не так давно я начала знакомиться с локальной тусовкой. Благодаря приглашению Алины Клейтман попала на презентацию ее проекта Coming Out в IZOLYATSIA, и большим открытием на этом ивенте для меня стало выступление Богдана Мороза — one love! Я понимаю, что работаю с чувственно-эмоциональным уровнем восприятия, поэтому образ мышления Даны Косминой и Алины меня очень впечатляет и вызывает колоссальное уважение к их работе. 

Что служит источником вдохновения для тебя?

Однозначный ответ — музыка, люди, которые ее создают, поддерживают и развивают. Именно поэтому для нашей съемки я выбрала Closer как локацию, а в качестве фотографа выбрала Настю (Анастасiя Платінова — фотографка — прим. ред.). На всех ее фото люди выглядят как рок-звезды, я не могла упустить возможность стать одной из ее героинь!

Танцпол — место, где максимально раскрывается моя внутренняя богиня, это очень мощная терапия, когда музыка проходит сквозь тебя.

Фото: Анастасія Платінова
Люба Кучерява. Макіяж: Юлія Залесська. Фото: Анастасія Платінова. Локація: Closer

Однажды 13-летняя дочь моей подруги, услышав о том что я иду на вечеринку, спросила, не слишком ли я стара для тусовок. Что в моем возрасте люди ходят в кафе и дома сидят (смеется). Так рассуждает большее количество людей, я их понимаю — они живут другими ценностями. Долгое время я испытывала внутренний дискомфорт, думая, что со мной что-то не так, что в моем возрасте пора бы уже нагуляться. Я поняла, что все нормально, когда начала путешествовать. Сейчас Киев — мекка для зарубежных артистов, а наши музыканты котируются во всем мире. Общественное мнение меняется и возрастные рамки локальных тусовщиков заметно расширились. Лет десять назад для меня было большим вопросом, что из себя представляет украинское искусство или мода, но талантливые музыканты были всегда, о них просто никто не знал. Танцпол — место, где максимально раскрывается моя внутренняя богиня (смеется), это очень мощная терапия, когда музыка проходит сквозь тебя.

После первого локдауна, летом, я не пропустила ни одной вечеринки, я еще больше танцевала, больше рисовала и больше стала себя любить. Открытием 2020 года для меня стал Тимур Баша — арт-директор и один из основателей Сloser. До этого я довольно скептически относилась к позиционированию команды как семьи, но сейчас, видя как это работает изнутри, понимаю, что занятие любимым делом практически формирует родственные связи между людьми. Формат музыки, команда, публика, артисты — растут и трансформируются как единый организм. На сегодняшний день я большой их поклонник, очень жду BRAVE! и мечтаю сделать декорации для фестиваля.

Фото: Анастасія Платінова
Люба Кучерява. Макіяж: Юлія Залесська. Фото: Анастасія Платінова. Локація: Closer

Хочу вернуться опять к твоим работам. Мы начали разговор о теле, женщине, красоте. Ты бы могла назвать себя феминисткой?

Да. Феминистское искусство — обширная тема. Если ты художник и женщина, то ты не можешь оставаться в стороне. Твое искусство воспринимается как феминистическое и женское.

Не всегда. Вот Влада Ралко говорит, что она просто делает искусство, и не имеет значения, женское оно или нет. 

Все индивидуально, у каждого художника должно быть мнение по поводу того, что он делает. У меня довольно примитивная подача, при этом многие мужчины отмечают присутствие силы в моих работах, которая прикрыта наивностью.

Чтобы принять и понять свою женственность, мне понадобилось немало времени. Это принятие позволило мне перестать видеть в женщинах соперниц, разрушить стереотипы, навязанные с рождения. Быть крутой — не значит не иметь подруг, как убеждала меня мама. Может, потому что это понимание далось мне с трудом, я ценю и совершенно не против, когда мое искусство называют женским. 

Dream № 2, 2020
Dream № 2, 2020
Just between Friends, 2021
Just between Friends, 2021

Хочу поговорить еще о кураторстве и партнерстве. У тебя значительное количество проектов с Уве Бермайтингером — основателем TISSUE Magazine. Расскажи о том, как сложилось ваше тесное сотрудничество? 

Это как любовь с первого взгляда. Я увидела Уве в одном из фотоотчетов в журнале 032с, и подумала, что хочу, чтобы в моем окружении были такие люди. Это была секундная реакция. После я узнала про TISSUE Magazine, связала все воедино и поняла, что реакция была очень правильной. Через время я решилась выйти с ним на связь и в процессе коммуникации поняла, что встретила единомышленника. Концепция журнала полностью отвечала моим интересам, виденье Уве вдохновляет меня до сих пор на новые проекты, а его восторг по поводу моего творчества послужил большой мотивацией и верой в то, что я делаю. Так мы провели две выставки Ukraina Strong в Гамбурге и Киеве. В Киеве я выступила в роли куратора, и это был интересный опыт. 

Я продолжаю рисовать открытки к календарным праздникам, обложки к микстейпам от TISSUE Magazine, недавно нарисовала иллюстрацию к порно рассказу, опубликованному в журнале. В начале пандемии, весь апрель 2020 года, TISSUE посвятил теме 4:20. Я захотела принять участие и нарисовала baked coloring book. Уве сверстал иллюстрации на одном листе таким образом, что каждый желающий мог скачать макет, выложенный в открытом доступе, распечатать дома на принтере и раскрасить его. Чуть позже я получила обратную связь от нескольких девочек, что, в свою очередь, вылилось в идею создания женской платформы декоративно-прикладного искусства. Для Уве это стало поводом выпустить издание STIGMA zine, в первом номере которого вы можете найти мою раскраску. 

Фрагмент розмальовки Люби Кучерявої для TISSUE Magazine
Фрагмент розмальовки Люби Кучерявої для TISSUE Magazine

А как называется женское сообщество?

Flower Power by Love. Название было на поверхности (смеется). Летом мы с Мариной Кравцовой (одна из девочек, которая написала мне после публикации раскраски) сделали пробный проект — мини бикини с нашими принтами.

Я ощущаю сексульность в себе, в людях, и мне интересно изучать, раскрывать эту тему, вырабатывать здоровое к ней отношение

Идея платформы заключается во взаимной поддержке женщин, работающих в различных визуальных и прикладных направлениях, а коллаборацию вижу как основную форму ведения диалога между участницами. Пользуясь случаем, скажу о том, что нахожусь в перманентном поиске партнера, который взял бы на себя организационную часть проекта и отвечал за инвестиции (улыбается).  

Был у меня вопрос, и мы уже к нему немного подходили, — про сексуальность. Ты ее везде транслируешь, даже в раскраске она была. Почему именно эта тема? 

Не так давно я нашла свой рисунок, который нарисовала в 4 года. На нем изображен дом в разрезе и в каждой комнате разворачивается эротический сюжет. Я ощущаю сексульность в себе, в людях и мне интересно изучать, раскрывать эту тему, вырабатывать здоровое к ней отношение. То, что я начала рисовать, совпало с окончанием периода моего «спящего либидо». Сейчас я связываю это с гормональными процессами в организме и возрастом. Мама всегда говорила, что 35 — это совершенно новые ощущения себя как женщины, и она права на 100%. Сегодня мне 36 и я в восторге от того, как себя чувствую, от энергии, которая меня наполняет и того, что я делаю. Не знала, что так бывает. 

Малюнок Love Curly з дитинства
Малюнок Love Curly з дитинства
Малюнок Love Curly з дитинства
Малюнок Love Curly з дитинства

Для меня Люба как художница начала активно появляться только в последнее время…

Люба начала рисовать (смеется). Это продолжается немного больше года, но я чувствую, как набираю обороты и получаю от процесса колоссальную энергию, которая наполняет другие сферы жизни. Не смотря на то, что рисование — неотъемлемая часть моей профессии, до недавнего времени я не решалась признавать в своих работах искусство, не имела амбиций художника. 

Регулярная практика позволяет прокачаться в любом деле, особенно если это дело становится внутренней потребностью. Очень важно не игнорировать сигналы, которые посылает мозг, когда ты доходишь до определенного уровня профессионализма, а уделить время самоанализу и двигаться дальше.

Если вернуться к вопросу о позиционировании себя как художницы — ты сказала, что тогда таких амбиций не было. А сейчас они есть?

Совру, если скажу, что амбиции — это не про меня. Сейчас я сконцентрирована на поиске техники, формата, концепции, подачи, аудитории, галерей, кураторов — одним словом, ниши, которая постепенно приобретает конкретную форму. Можно сказать, что у меня амбиции потенциальной художницы (смеется).

У меня не было никогда сожалений о том, что я что-то не успела, поздно сделала или сделала не так. Весь опыт важен

За кем из художников ты следишь из локальной и мировой сцен?

Я обожаю инстаграм. На сегодняшний день это самая подходящая платформа для ресерча визуального контента. Beth Frey, Katarina Janeckova Walshe, Marianne Vlaschits, Aneta Kajzer, Ad Minoliti, Vahid Sharifian, Aaron Johnson, Berhard Martin, Wendell Gladstone и многие другие. Как правило, художники, на которых я подписываюсь, выставляются в одних и тех же галереях, ими занимаются одни кураторы. Таким образом в моем представлении формируется та самая ниша, которую в ближайшем будущем, надеюсь, займут мои работы. 

Очень вдохновляет темп появления и развития новых имен в локальной арт-тусовке: Анна-Мария Кучеренко, Игорь Твердохлеб, Саша Гречка (emptyland), Саша Юрьева и другие ребята. Продолжаю следить и очень люблю своих друзей:  MNPL, Дана Космина, Алина Клейтман, Толик Белов, дуэт Ярема Малащук и Роман Химей, фотографы Дима Толкачев, Назар Фурык, Мишка Бочкарев, Женя Волков, Кристина Подобед. Под сильным впечатлением от недавней персональной выставки Никиты Кадана в PinchukArtCentre и его продуктивности, респект! 

Последний приезд в Одессу совпал с открытием выставки Art of Love by Stanislove в Muzeon Experimental Centre. У ребят получился очень атмосферный, душевный и современный проект. Появление Muzeon, на мой взгляд, важное событие для развития культуры в Одессе и Украине в целом. 

Последний мой вопрос — какой бы ты себе дала совет в 16 лет?

Не знаю. А ты в 16 слушала какие-то советы?

Нет, ну если бы ты сейчас смогла с собой поговорить…

Я не думаю об этом.

Значит, ты делала все так.

Я очень довольна и ни о чем не жалею. У меня не было никогда сожалений о том, что я что-то не успела, поздно сделала или сделала не так. Весь опыт важен.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

Повідомити про помилку

Текст, який буде надіслано нашим редакторам: